Общие психолого-педагогические особенности ЗПР
Наблюдается низкая работоспособность на фоне астении; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих знаний и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; не полпая сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедлененностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. Страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Выявляется низкий уровень самоконтроля, они слабо ориентируются в учебной задаче, плохо используют операции анализа, синтеза, сравнения.
Отличие от умственной отсталости:
У детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших, способны выработать стереотип поведения в аналогичной ситуации. Они пытаются понять прочитанное, прибегая при необходимости к повторному чтению. Погрешности в письме, фонетико-фонематическом анализе менее выражены. Помощь учителя в освоении счета более эффективна.
|
|
Считается, что ЗПР носит временный характер, поражения ВПФ отличаются парциальностью и умеренно выражены.
1. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и на общеобразовательных и на специальных занятиях.
2. Важно предотвращать наступление утомления, используя для этого чередование умственной и практической деятельности. Требуется изучение материала небольшими обьемами, использование интересного и наглядного дидактического материала.
3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей.
4. В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить детей общими знаниями об окружающем мире.
5. Важно отмечать все успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивая в нем веру в собственные силы и возможности.
Вопросы и задания
1. Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.
2. Приведите клинико-психологическую типологию ЗПР.
3. Назовите характерные психологические особенности младших школьников с ЗПР.
4. Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?
5. Назовите основные принципы коррекционно–воспитательной работы с детьми с ЗПР.
|
|
6. Какова структура школы для детей с ЗПР?
Литература:
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2. Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
3. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей Под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1981.
4. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М., 1987.
5. Трошин О.В., Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.
6. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1999.
7. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н. Новгород, 1994
Лекция 20. Психологические особенности задержки психического развития