Основания типологии культуры.
| Типология культур – | это условная, приблизительная систематизация и классификация культур. |
| Формационнаятипология культур. | Тип культуры совпадает с формацией, когда способ производства определяет надстройку, отсюда типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. |
| Цивилизационнаятипология культур. В изучении цивилизаций есть несколько подходов: | 1) культурологический, где цивилизация рассматривается как историческое социокультурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура; 2) социологический, где цивилизация понимается как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал, кристаллизирующийся вокруг городских центров с социо-политическим механизмом; 3)этнопсихологический, где понятие цивилизации связывают с особенностями этнической истории, с психическим и национальным характером народа. |
| Линейнаятипология культур К.Ясперса(1883-1969) – немецкий психолог, философ, культуролог. | базируется на идее мирового исторического процесса, возвращении от цикла к линеарной модели, имеющей конец, смысл, цель. Центральная идея философии Ясперса состоит в наличии связи времен, которая обеспечивается «осевым временем». |
| Современнаятипология культурыканадского социолога и культуролога Герберта Маклюэна: | дописьменная, письменная, информационная. Герберт Маклюэн рассматривает культуру как средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. |
| Экономическая культура | культура производства, культура распределения, культура обмена, культура потребления, культура управления, культура труда |
| Политическая культура | определяется господствующим политическим режимом власти |
| Профессиональная культура | совокупность специальных теоретических и практических умений, связанных с конкретным видов труда. В современном обществе насчитывается от 40 до 50 тыс. профессий – делятся на специальности – на специализации |
| Педагогическая культура | охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению |
| СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ | КОМПОНЕНТЫ |
| Социальная культура | Нравственная, правовая, политическая |
| Нравственная культура | Ценности (идеалы) и нормы поведения |
| Правовая культура | Юриспруденция (законы), система охраны общественного порядка (правопорядок), общественное мнение |
| Политическая культура | Управленческая властная деятельность, идеология |
| Духовная культура | Мифология, религия, искусство, философия |
| Мифология | Вымысел, принимаемый за правду |
| Религиозная культура | Конфессии, мистика, бытовая магия |
| Художественная культура | Создание произведений искусства в форме образов |
| Технологическая культура | Наука, техника, инженерия |
| Научная культура | Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика |
| Материально-техническая культура | Превращение природы в культуру, создание артефактов |
| Хозяйственная культура | Экономика, торговля, домашнее хозяйство |
| Физическая культура | Спорт, физкультура, туризм, здоровье, отдых, продолжение рода |
| Формы культуры | Опознавательные признаки | Изучающие их науки |
| Элитарная (высокая) культура | Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор | Искусствоведение, литературоведение |
| Народная культура | Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай | Этнография, антропология, фольклористика |
| Массовая культура | Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение | Социология, философия |






