Историческая типология культур
Контркультура и субкультура.
Контркультура | Субкультура |
хиппи | городская молодежь |
рокеры | сельская молодежь |
панки | старообрядцы |
скинхеды | афганцы |
тедди-бойз | инвалиды |
Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох.
Исторические типы культуры | 1.Культура древних обществ (до V в. н.э.) 2.Культура Средних веков (V – ХIV вв.) 3.Культура Возрождения и Реформации (XV -XVI вв.) 4.Культура Нового времени (XVII – XIX вв. 5.Современная культура (ХХ – ХХ1 вв.) |
Тип культуры объединяет ряд существенных характеристик, обуславливающих ее самостоятельное и достаточно длительное историческое существование, а также высокие показатели в сравнении с другими культурами.
Модель типа культуры создается и на основе так называемого архетипа - прообраз, первичная форма, образец.
К.Г. Юнг определял архетип как – врожденные психические структуры, коллективное бессознательное, основа для творческой деятельности человека
|
|
Запад и Восток
Разделение культуры на западную и восточную имеет многовековую традицию. В культурологии это деление учитывает не только географическое и территориальное положение, но прежде всего характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно—экономических и политических структур.
В понятие «западная культура» вкладываются европейская и американская культуры. Страны Центральной, Юго—Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока.
Восточная культура более неоднородна (разные религии).
Западный мир объединен общей религией – христианством.
Запад | Восток | |
Особенности образа жизни | - познание внешнего мира и активное воздействие на него; - самостоятельная деятельность человека; -ускоренный темп жизни. | - самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; - пассивное подчинение человека жизненной силе природы. |
Философия | - идея бытия; - стремление к точным формулировкам истины в словах; - для мудреца главное – владение даром слова | - идея небытия; - истинное знание невыразимо в словах; - истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером |
Наука | - развитие науки, как практической, так и теоретической | - отставание от Запада; - развитие практических знаний (медицина и прочее). |
Искусство | - утилитарность, визуализм, реализм; - с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля | - неутилитарность, символизм, условность; - синтез различных видов искусства; - в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; - деиндувиализм, личность творца не обозначается |
Этика | - активность, утилитаризм; - «нормативная недостаточность» разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству; - рассматривание традиций | - созерцательность, консерватизм, аскетизм; - «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов; - уважение к обычаям и традициям; - церемониальность социальных контактов |
Политическая жизнь | Динамизм | Интернациональность |
Север и Юг
|
|
Юг – социокультурный мир народов субтропического пояса – Африка, Меланезия, Океания.
Север – живущие севернее народы, зона распространения западной культуры.
Негритюд – направление общественной мысли, утверждающее особую роль негритянской культуры в истории человечества.
Характерные для культуры Юга черты первобытно-мифологической культуры рассматриваются как свидетельство превосходительства негритянской культуры. (Один из идеологов негритюда, современный негритянский мыслитель Л. Сенгор).
По Сенгору негритянская культура-антипод культуры народов Севера, и будущее человечества должно лежать на путях принятия ценностей негритянской культуры.
Европейцы | Африканцы | |
Отношение к природе | - природа – мир объектов которыми надо овладеть; - потребительство, уничтожение природы | - жизнь в связи с природой; - не «использование» природы, а «соучастие» в ее жизни |
Познание мира | - через рациональное мышление; - наука – абстрактна, обезличенная | - через чувства, эмоции, интуицию; - эмоциональное отношение к миру |