И верно, но скверно»

Начинать и кончать надо по таланту, а в середине работать тупо».

Детали в рисунке - «Паутинка».

Темный этюд - «Заслонка».

Будет просто, как попишешь раз со сто».

Следует еще раз подчеркнуть, что ревнивая защита академических основ рисунка бесспорно справедлива. Однако недостаток академической школы той поры заключается прежде всего в том, что она не имела научно обоснованных методов преподавания, не отвечала новым требованиям жизни. Ни Чистяков, ни Крамской, а затем Репин и Серов не отвергали академическую школу рисунка и в то же время прекрасно понимали, что старая академическая система обучения уже утратила свои сильные стороны. Слепое, пассивное следование образцам старой школы привело к ослаблению подлинного понимания рисунка. Поверхностное наблюдение натуры, безжизненная, тупая «тушевка с конопаткой», формальное использование линии в рисунке ради внешнего эффекта — все это было чуждо новому поколению. Если же академическая традиция развивалась дальше, обогащалась новыми методами, она приобретала действенный характер, отвечающий требованиям времени. Это понимали деятели русской культуры.

В 1872 году рисование вновь включается в курс учебных предметов реальных и городских училищ. В том же 1872 году были учреждены Бесплатные воскресные классы рисования для народа. Ввиду того что Воскресные рисовальные классы при академии не могли дать достаточную профессиональную подготовку учителям рисования, академия пошла навстречу идее создать при ней специальное педагогическое учебное заведение.

В 1879 году Государственный совет внес решение: «Учредить с 1 июля 1879 года при Академии художеств педагогические курсы для приготовления учителей рисования, с нормальной школой и музеем учебных пособий»; назначение курсов — «приготовление учителей и учительниц рисования для учебных заведений России»; назначение нормальной школы — дать слушателям курсов возможность применить на практике приобретенные ими познания; назначение музея — приобретать и хранить учебные пособия по рисованию». По окончании полного курса (два года) слушатели педагогических курсов держали экзамен по методике рисования. Свидетельства на право преподавания рисования делились на три разряда соответственно учебным заведениям: 1) для средних учебных заведений; 2) для низших городских училищ; 3) для начальных училищ. От желающих преподавать рисование в средних учебных заведениях требовалось умение хорошо рисовать с натуры обнаженную фигуру человека, интерьер, натюрморт, голову человека (масляными красками или акварелью); для низших учебных заведений — рисунок гипсовой фигуры, рисунок с натуры головы человека и интерьер (рисунок комнаты). Для получения права преподавать в начальных училищах — рисунок орнамента, натюрморт и линейный рисунок группы геометрических тел.

С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, К. Ф. Гун, П. П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программ для средних учебных заведений. Программа, составленная комиссией для средних учебных заведений, требовала:

«С начала и до конца курса ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательность в выборе моделей, начиная с проволочных линий и фигур до гипсовых голов включительно. Начальное рисование геометрических фигур и тел, как форм слишком отвлеченных и сухих, должно перемежаться с рисованием сходных с ними предметов из окружающей учеников обстановки. Копирование с оригиналов должно быть совершенно оставлено, как вредное для начинающих и занимающее много времени. Знакомство с перспективой должно быть только наглядное и ни в коем случае объяснение ее правил не должно предшествовать наблюдению самих учащихся».

Однако все эти ценные идеи не были претворены в жизни. Официальное направление в художественной педагогике оставалось прежним. Более того, в школьную методику преподавания рисования стали внедряться схоластика, догматизм, формальный подход к обучению. Об этом свидетельствует разнообразная методическая литература конца XIX века. Здесь можно встретить работы и академического направления, и пособия, повторяющие известные методы рисования. Некоторые авторы отождествляли геометральный и копировальный методы, предлагая рисование геометрических фигур с настенных таблиц. Большинство предлагаемых методов обучения в этих пособиях были далеки от искусства, от живого восприятия реальной действительности.

Негодность старой системы, при которой все обучение сводилось к механической копировке с так называемых “оригиналов”, стала, наконец, для всех очевидною. Все новые программы единогласно говорят о необходимости заменить эту бессмысленную копировку рисованием сознательным, причем конечной целью ставится уменье рисовать с натуры и развитие эстетического вкуса учащихся».


       
   
 

Цветовой круг Ньютона. XVII век Цветовой круг Гете. XVIII - нач.XIXв.

1. Малиновый

2. Красный

3. Оранжевый

4. Желтый

5. Желто-зеленый

6. Зеленый

7. Сине-зеленый

8. Голубой

9. Синий

10. Сине-фиолетовый

11. Фиолетовый

12. Пурпурный

Цветовой круг Бецольда

Сочетания противоположных цветов образуют гармоничные пары, а сочетания цветов у вершин треугольников – гармоничные триады.

       
   

Прибор для демонстрации явлений перспективы из пособия А.П.Сапожникова:

а) квадрата, б) окружности (сделать 2 модели из картона).

 
 


А. П. Сапожников.

Пропорции фигуры человека

(1 лист).

Таблицы из пособия В. В. Пукирева и А. К. Саврасова (деление отрезков, геометрические фигуры, геометрические тела) – 3 листа.

       
   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: