Овладение образным видением натуры и переведение его на картинную плоскость. Сюда входят упражнения, позволяющие передавать на бумаге трехмерное пространство

Чистяков считал, что изучение рисования должно начинаться и заканчиваться с натуры, а процесс обучения должен быть направлен на решение двух задач - развитие зрительного восприятия учащихся и вооружение их умениями и навыками изображения. «Посредник между учеником и натурой» - так определял Чистяков смысл работы художника-педагога. Он строил свою систему не на усложнении постановок, а на усложнении задач.

Большое влияние на развитие методов преподавания рисования в средних общеобразовательных школах оказали Н. Крамской и П. П. Чистяков. Их педагогические взгляды формировались под влиянием педагогических идей Чернышевского, Добролюбова.

Среди замечательной плеяды деятелей русской культуры просвещения второй половины XIX века особое место принадлежит И. Н. Крамскому (1837—1887).Идеолог нового, передового искусства, глава передвижников, изумительный рисовальщик, Крамской выразил свое отношение и к рисованию как учебному предмету. Крамской был не только первоклассным художником, но и опытным, эрудированным педагогом. Крамской решительно выступал против академии как учреждения, где господствовала анархия. В то же время он всячески приветствовал академическое обучение, дающее твердые, научно обоснованные знания ученикам. Крамской постоянно подчеркивал, что для успешного развития искусства прежде всего нужны школы, где молодой художник мог бы развиваться не на основе интуитивных поисков, а на основе объективного, научного познания реальной действительности и законов искусства.

И. Е. Репин вспоминал, что как педагог Крамской не имел себе равных. Во время учебной работы Крамской был всегда серьезен и внимателен ко всем ученикам. Он считал, что педагог перед учениками всегда несет большую ответственность. Большое значение в рисунке Крамской придавал форме, правильному пониманию объема. Одного знания конструктивных особенностей строения формы недостаточно, мало понять, необходимо еще это прочувствовать, «проосязать» руками, для чего ему необходимо заниматься и скульптурой. Крамской считал, что основные положения живописи и рисунка не могут быть произвольными и случайными, они должны быть прежде всего научно обоснованы. Эту задачу может решить только всесторонне образованный художник. В овладении изобразительным искусством, по мнению Крамского, основополагающая роль принадлежит рисунку. Рисунком должен владеть каждый художник. Над созданием школы рисования Крамской и работал несколько лет.

Обучение рисунку должно быть разделено на два периода — первоначальный и окончательный. Обучение искусству должно начинаться в детском возрасте. Методика преподавания, по мнению Крамского, — это тоже искусство, и педагог должен быть гибким и иметь свободу в выборе методов обучения. Однако свобода преподавания не должна переходить в своеволие. Педагог должен следить за собой, быть дисциплинированным. И. Н. Крамской обладал исключительным педагогическим тактом и умением обучать. Даже когда он хвалил ученика, он продолжал поучать и раскрывать закономерности и особенности построения рисунка и лепки формы тоном.

Педагогические взгляды другого выдающегося русского художника-педагога — П. П. Чистякова (1832—1919) получили признание уже в советское время и были обобщены в целом ряде искусствоведческих работ.

Павел Петрович Чистяков родился в 1832 году в селе Пруды Тверской губернии. Сын крепостного, один из 13 детей, получивший при рождении вольную по милости барина, первоначальное образование получил в Бежецком уездном училище. Своим развитием был в немалой степени обязан отцу, человеку хотя и простого происхождения, но понимавшему всю важность просвещения. В 1849 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, в которой ближайшим наставником его был профессор П.В. Басин. Получив в академии все установленные серебряные медали за классные рисунки и этюды с натуры, выступил конкурентом на малую золотую медаль и приобрел ее в 1860 г. исполненною по программе картиною «Патриарх Гермоген в темнице». В следующем году окончил курс академии со званием художника ХIV класса, с большою золотою медалью и приобрел ее в 1860 году исполненною по программе картиною «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» (находится в музее академии) и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии. Прежде чем отправиться в эту поездку, некоторое время был преподавателем в Санкт-Петербургской рисовальной школе для приходящих. По приезду в Петербург был признан академиком за совокупность представленных итальянских работ.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адъюнкт-профессора академии художеств (1872—1892) было основным и плодотворнейшим педагогическим периодом его жизни. В это время он вырабатывал новую методику преподавания, проверял на практике свою педагогическую систему. Однако титулованные идейные враги Чистякова, зная о прекрасных результатах его школы, всячески стремились дискредитировать ее. В царской России заслуги П. П. Чистякова как педагога и методиста не были оценены должным образом. В Императорской Академии художеств Чистякова всячески третировали, старались изолировать от молодежи, лишить возможности вести педагогическую работу (с 1890 по 1912 год Чистяков был заведующим отделением мозаики). Только в советское время стал изучаться богатый архив Чистякова. Советская художественная педагогика высоко оценила заслуги Чистякова и использует основные положения его методики.

Как уже отмечалось, рисование как учебный предмет в это время находилось в состоянии тяжелого кризиса, Академия художеств погрязла в рутине. Чистяков был одинок в своей работе по созданию новых форм и методов обучения воспитанников академии в соответствии с требованиями жизни. Не следует думать, что Чистяков отвергал значение академии как школы. Чистяков ясно понимал, что только широкий размах государственного учреждения наиболее пригоден для практического решения задач воспитания будущих художников. Система Чистякова противостояла не академии как школе, а тем устаревшим, рутинным методам преподавания, которые господствовали в то время в академии, и тем установкам, искажавшим академические принципы.

Педагогические взгляды Чистякова представляют для нас особую ценность потому, что он основывает их на данных науки: «Высокое, серьезное искусство живописи без науки не может существовать. Наука в высшем проявлении ее переходит в искусство». Однако одна наука без мастерства не даст желаемого результата: «Искусство не есть одна наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу, на то оно и есть искусство — уменье».

Основываясь на этом положении, Чистяков с особой осторожностью подходил и к индивидуальности каждого ученика. Он писал: «Каждый талант имеет свой особый язык и потому учить манере не следует; а следует просто учить правильно, натурально, то есть так, как в натуре дело лежит. Манерность присуща всякому своя. За что же я буду в зародыше уничтожать ее у ученика?».

Особенно большое значение Чистяков придавал перспективе.

Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим и помогала сверять изображение с натурой. Именно поэтому свою систему рисунка в целом Чистяков назвал «системой поверочного рисования».

Рассматривая рисование как серьезный учебный предмет, Чистяков указывал, что и методика его преподавания должна строиться на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными рассуждениями, он обязан давать достоверные знания.

Чистяков считал, что обучение должно проходить, как в начальной стадии, так и в высшей, на основе единых принципов, на научной основе. Копировальный метод он отвергал категорически.

Прежде всего, считал Чистяков, нужно научить ученика смотреть на натуру, поставить глаз и руку. Необходимо не заставлять ученика копировать учителя, а в ясной форме дать понять, что от него требуют. Чистяков говорил, что в начале работы надо сохранять живое, свободное отношение к натуре, а в середине работать терпеливо и упорно над деталями, перспективой, формой. Он предостерегал учеников от мелочного копирования до фотографичной точности. Всегда сохранять образное, поэтическое отношение к натуре, не засушить, не переборщить с подробностями - один из основных моментов в методике. Чистяков был твердо убежден, что искусство без науки существовать не может, но не ограничивался знанием законов строения предметов. Он говорил, что надо сперва все изучить законно - хорошим приемом, а затем написать, как видишь.

По системе Чистякова обучение рисунку делится на 3 главных раздела:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: