Проявления массовой культуры как специфического явления индустриального общества

Дополнение к представлениям о массовой культуре

Как убедительно показал Хосе Ортега-и-Гассет [28], ХХ столетие ознаменовано «восстанием масс» (это название его работы), т.е. выходом на арену активной творческой жизни масс, которые в прежние времена были в социальном и творческом отношении ничем. Именно эти массы должны внести какие-то существенные изменения во все сферы культуры и, конечно, в первую очередь в наиболее доступную сферу - искусство. Либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация явились главными факторами, которые поставили огромные социальные массы в совершенно новые жизненные условия. Все это породило в обществах избыток нерастраченной энергии. Социальная невостребованность этой энергии и послужила важнейшим фактором в создании того, что было названо масскультурой. Х.Ортега-и-Гассет в качестве основных черт человека массы выделяет безудержный рост жизненных вожделений и принципиальную неблагодарность ко всему, что дало ему возможность хорошо жить. Главный принцип современного человека массы - жить в свое удовольствие. «Жить играючи», как советует один из телеклипов. Современная массовая культура – это, прежде всего, определенное отношение к жизни, определенный тип поведения, т.е. определенное мировоззрение. Она есть следствие выхода широкой многочисленной энергичной и полуобразованной массы молодежи, духовно свободной от всякого культурного наследия.

Другой важнейший фактор – научно-технический прогресс с его ориентацией на массовое потребительство. Все упрощается, тиражируется, все удешевляется и в значительной степени фальсифицируется. В сфере производства – это создание внешней броскости, привлекательности, декоративности за счет фальсификации внутреннего содержания и качества. Процесс развития массового потребителя неразрывно связан с созданием симуляции моды на те или иные товары, навязыванием их, быстрой заменой их с целью стимулирования новых объемов потребления[29]. Промышленный прогресс усвоил одну из главных черт человеческой психики: так как человеку все быстро приедается, то он падок на перемены и сенсации. Это все восприняло современное массовое искусство. В живописи господствует тенденция декоративности, кстати, немалую роль в этом сыграли абстракционисты. Серьезная музыка вытесняется популярными шлягерами или превращается, по словам Ницше, в средство возбуждения притупленных и «утомленных жизнею струн напряженной как арфа души», в так называемую авангардную музыку. «Высокую трагедию» вытеснили буффонада, комедия и фарс. Дефицит «героики» компенсируется зрелищностью, острым сюжетом, любовной интригой, откровенным сексом, эротикой и насилием. Массовое искусство – это целое мировоззрение, формирующее замену одной культурной парадигмы на другую. И это место определяется, прежде всего, органической и неразрывной связью с современными средствами массовой информации, которые получили свое повсеместное распространение в середине ХХ века. В прежние времена отношение к искусству в значительной мере определялось гуманитарным образованием человека и его воспитанием в определенной достаточно узкой культурной среде. Сегодня все это практически потеряло смысл, поскольку структуру и стереотипы мышления большинства людей, их отношение к жизни, отношение к искусству, культуре вообще формирует не столько образование, сколько СМИ - то, что они увидят по телевидению, прочтут по дороге на работу или домой, увидят на рекламных стендах, услышат из разговоров с сослуживцами и соседями. Эти знания Абрам Моль[30] называет «мозаичными», по сути, случайными наслоениями на некий условный экран культуры индивидуума, возникающие как обрывки сведений, понятий и представлений. Служит ли это показателем подъема или упадка культуры, его новой стадией приобщения широчайших слоев – судите сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: