Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.
Структурные элементы культуры. Морфология культуры
Для описания сложного явления необходимо попытаться создать его приближенную модель, сначала упрощенного вида, затем усложняя ее, обогащая новыми предположениями, допущениями, которые помогут приближаться к описанию этого феномена.
Обычно на первом этапе выделяют некие базисные элементы, лежащие во всех реализациях феномена, затем описывают определенные типологические характеристики, структурируют объемную модель, в данном случае – пространство культуры, описывают существование многомерной модели посредством ее функциональных направлений и т.п.
Б азисные элементы культуры условно существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, нематериальных – духовную. Их подразделение достаточно условно, так как в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Материальная культура - совокупность физических объектов, созданных искусственно (артефактов). От машин, книг, храмов, орудий труда до жилого дома, украшений, одежды и т.д.
Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. культуры.
Духовная культура имеет некоторые особенности: она внутренне связана с теми конкретными социально-историческими условиями, которые ее породили - и природными и социальными. Поскольку в регионах условия разнообразны, то изначально в мире оформились разные культуры, т.е. существующее в мире разнообразие культур есть следствие адаптации различных человеческих сообществ к условиям их конкретного бытия. Интеллектуальная ее часть, выраженная в науке, научном знании, научной рациональности, проявляет интернациональный характер, особенно в вопросах технического прогресса. Интеллектуальный потенциал в обыденной жизни проявляется как рациональный, здравый смысл
Взаимозависимость базисных элементов культуры выражается в следующей аксиоме.
Материальная культура всегда является воплощением идей, творчества, знаний.
В основе типологии [24] культур лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основания, которые выделяются в качестве определяющих.
Исходя из этого, можно выделить несколько типологий культуры, например,
выделяют синхронную и диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов», типологию по коммуникационным основаниям.
В основе синхронной типологии лежит изучение явлений и феноменов культуры в рамках одной какой-либо эпохи «остановленного мгновения», абстрагируясь от генезиса и истории. Практически реализуется в «географической принадлежности» культур.
В основе диахронной типологии лежит смена событий, состояний, фактов, явлений в хронологической последовательности. Практически реализуется в исторической принадлежности культур.
Структурная типология связана со с труктурно-функциональным анализом выявления каких либо структур в качестве относительно устойчивой совокупности отношений, при этом рассматриваются преимущественно синхронные построения. В 50-х годах прошлого столетия К.Леви-Стросс осуществил перенос конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях получения в ней строгости по типу естественных наук, правда, с меньшей эффективностью.
Метод построения идеальных типов, предложенный Максом Вебером, использовался П.Сорокиным, основан на создании модели конкретного сочетания связей, индивидуальных событий в их культурном значении.[25]
Типология по коммуникационным основаниям содержит смысловой и содержательный аспект социального взаимодействия.
Типология культуры строится на основании нескольких критериев:
- по регионально-этническому критерию (китайская, русская, индийская, западноевропейская, еврейская и т.д.);
- по связи с религией (религиозные, светские);
- по региональной принадлежности (культуры Востока и Запада, средиземноморья, латиноамериканская);
- по принадлежности к историческому типу общества (культуры традиционного, индустриального, постиндустриального или информационного общества);
- по хозяйственному укладу (культура охотников и собирателей, земледельцев, индустриальная культура);
- по сфере деятельности (производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная);
- по связи с территорией (городская, сельская);
- по принадлежности носителя (доминантная, специализированная);
- по уровню мастерства и типу аудитории (элитарная, народная, массовая, маргинальная);
- по типу отношений между участниками коммуникации (межличностная, публичная, массовая, межкультурная).