Скифы и савроматы

КУЛЬТУРА ДОНА В ПЕРИОД ДО Н.Э.

Дон в доказачий период

https://kronk.spb.ru/library/2006-m-manual-3.2.2.1.htm

https://www.bizslovo.org/content/index.php/ru/istoriya-nikopolya/134-davnya-istoriya/313-skify-i-greky.html

Первые люди появились в Донской степи задолго до нашей эры – рыболовы, охотники, кочевники. Близость морей, важных торговых путей привела сюда первых переселенцев из античного мира.

В первой половине I тысячелетия до н.э. в Донской степи появилось постоянное население – ираноязычные племена, которые и дали название реке. «Дон» по-ирански – вода. Греческие поселенцы называли реку – Танаис.

В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э.

В конце VIII – начале VII вв. до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Придунавья до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своём многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой «скифский мир», или «скифо-сибирский мир». Основным отличительным признаком данной области является наличие у создавшего её населения специфического комплекса вещей (так называемая «скифская триада»), в который входят определённые формы вооружения, конского снаряжения и специфического зооморфного прикладного искусства – скифского «звериного стиля». В рамках «скифского мира» господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население различных европеоидных типов (иногда с элементами монголоидности).

Собственно историческим скифам, т.е. скифам, известным по древнейшим письменным данным, а также близкоязычным народам и иноэтничным, но тесно связанным со скифами племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала – Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ. К востоку от Дона, от собственно скифской культуры, располагалась территория «савроматской» археологической культуры. Савроматы – ираноязычный народ, живший, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, но в археологическом отношении составлявший лишь часть более крупного объединения племен с определёнными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола.

Скифская археологическая культура датируется серединой VII – началом III в. до н.э. В III веке до н.э. савромато-сарматские племена перешли Дон и стали теснить скифов на запад. После жестокой войны остатки скифов укрылись в Крыму.

Собственно скифы – это различные близкородственные племена североиранской ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи. Как особый этнос скифы впервые достоверно зафиксированы в ассиро-вавилонских письменных источниках 670-х гг. до н.э., а позднее подробно охарактеризованы античными авторами (Геродотом и др.). Античные и передневосточные тексты, в частности, сообщают о таких крупных событиях с участием скифов, как:

– миграция скифов в Северное Причерноморье и вытеснение ими из этого региона их непосредственных предшественников – киммерийцев;

– грабительские походы скифов через Кавказ в Переднюю Азию в VII в. до н.э. и их столкновения здесь с такими знаменитыми державами, как Урарту, Мидия и Ассирия;

– временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращением постоянного скифского присутствия в Передней Азии;

– неудачный завоевательный поход персидского царя Дария I в Северное Причерноморье против скифов в конце VI в. до н.э.[1]; частичная или полная консолидация всех скифских племен во второй трети IV в. до н.э. под главенством царя Атея в рамках единого государства;

– столкновения скифов с македонцами, приведшие, в частности, к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским в 339 г. до н.э. и, напротив, к поражению и гибели Зопириона, полководца Александра Македонского в 331/330 г. до н.э; вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в III в. до н.э.

Судя по этим письменным данным, скифам и подчинённым им племенам принадлежала лишь западная часть ареала «скифо-сибирского мира» – Северное Причерноморье и Приазовье. Также некоторые ранние памятники скифской культуры выявлены на Северном Кавказе, что подкрепляется отдельными письменными свидетельствами.

В VII веке до н.э. скифы, ираноязычный кочевой народ, вышли к Дону с востока, перешли его и расселились на правом берегу. Здесь они прожили до III века до н.э. Восточнее, на левом берегу, поселились савроматы, родственные скифам по языку. Греческий историк Геродот считал приазовских скифов наиболее воинственными среди всех племен. А господствующими среди скифских племен были племена царских скифов, жившие в степях между Днепром и Доном. Союз скифских племен постепенно приобрел черты государства во главе с царем. Власть царя передавалась по наследству и обожествлялась. Совет союза племен и народное собрание лишь частично ограничивали ее.

Происхождение. Две легенды. 1. Древнегреческий историк Геродот приводит несколько легенд, связанных с происхождением скифов. Первая легенда гласит о том, что своим праотцом скифы считали «первого человека» Таргитая, который родился в их земле, некогда бывшей безлюдной пустыней. Родителями Таргитая были Зевс (очевидно, верховное скифское божество - Папай) и дочь реки Борисфена (Днепра). От Таргитая родилось три сына: Арпоксай, Липоксай и младший - Колоксай (Колаксай). Однажды при них на землю упали золотые священные дары: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первый увидевший эти предметы, подошел ближе, желая их взять, однако при его приближении золото всполохнуло ярким огнем. Потом подошел средний брат и золото снова загорелось, не даваясь в руки. А когда наступила очередь Колоксая, младшего брата, горение сразу прекратилось, и он взял золото себе. Старшие братья поняли значение чуда и передали ему все царство. Именно от Колоксая вели свое происхождение скифские цари. В наибольшем из их владений хранилось священное золото, с которым были связаны празднества, ежегодно проводившиеся в день весеннего равноденствия.

2. Вторая легенда называет праотцом скифов Геракла, сына Зевса. Путешествуя по бескрайним просторам Северного Причерноморья, он однажды прилег отдохнуть и крепко заснул. Проснувшись, Геракл увидел, что его кони куда-то пропали. Их поиски привели Геракла в лесистую местность, которая называлась Гилеей - в Днепровские плавни. В глубокой пещере он увидел полудеву-полузмею, которая сказала, что кони находятся у нее. За их возвращение она потребовала от Геракла вступить с ней в брак. От этого брака родилось три сына - Агафирс, Гелон и Скиф. Однажды полудева-полузмея спросила у сына Зевса, кому из них передать страну, в которой она жила. Геракл оставил ей один из своих луков, а также пояс, на конце которого висела золотая чаша. Он сказал: «Отдай свою страну тому из сыновей, который сможет подпоясаться этим поясом и натянуть лук». Агафирс и Гелон не смогли сделать этого, и только Скиф, младший сын Геракла, выдержал испытания, назначенные отцом. Он и стал родоначальником всех скифских царей.

В обеих легендах также фигурирует золотая чаша - особый ритуальный сосуд. По словам Геродота, скифы носили на поясе золотые чаши. Эти ритуальные сосуды неизменно входили в состав погребального инвентаря скифских царей. С ранних времен золотые чаши наряду с золотыми украшениями, оружием, табунами лошадей и стадами скота являлись у скифов основным мерилом богатства. В исторических документах упоминаются знатные скифы, владевшие десятью и более золотими чашами, 8-10 четырехместными повозками, множеством табунов лошадей, стад крупного рогатого скота и отар овец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: