Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении

Условия национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в. Острожская академия

Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обусловливалось и тем, что украинский народ был лишён собственной государственности. После присоединения украинских земель к католической Польше положение украинской культуры претерпело изменения. Польское королевство добивалось покорения украинских земель для приращения территории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала захватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи. Вместе с тем через Польшу в 'Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Не имея собственных высших учебных заведений, украинцы учились в европейских университетах, приобщаясь там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащая ими родную культуру. Но какие бы перспективы ни открывались перед теми украинцами, которые попадали в науку на чужбину, они не могли заменить обучения на родном языке на Родине, поскольку доступными европейские университеты были для единиц. Многочисленные протестантские и иезуитские школы и коллегиумы, появлявшиеся в украинских землях под влиянием реформационного движения, не могли помочь делу, поскольку главную цель воспитательной деятельности такие учебные заведения усматривали в обращении как можно большего количества украинцев в католическую веру или протестантизм. Возрождение украинской школы началось с деятельности Острожского культурно-образовательного центра. Он был создан в 1576 г. по инициативе князя Константина-Василия Острожского. Главную цель собственной деятельности члены центра усматривали в возрождении украинской культуры на основах православия. А наиболее эффективным средством для достижения такой цели, по их убеждению, была школа. Такую школу и создали не позднее 1578 г. Давние славянские традиции сочетались здесь с достижениями тогдашней европейской школы.

В Острожской школе основательно изучались языки — славянский, греческий и латынь. Излагались в ней и “семь свободных наук” — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Собственно говоря, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. То была первая в Украине “славяно-греко-латинская” школа — первое высшее учебное заведение в Украине и среди православных.

Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были подхвачены братствами. В 1615 г. появилась братская школа в Киеве. Осенью 1631 г. в Киеве возникла ещё одна школа — Лаврская. Основал её архимандрит Киеао-Печерской лавры Пётр Могила. Вскоре Лаврская школа была объединена с Киевской братской. Объединённая школа начала действовать в сентябре 1632 г. Называлась она коллегиумом.

Киево-Могилянская академия в течение продолжительного времени была единственным высшим всесословным учебным заведением Украины, Восточной Европы и всего православного мира.

Необходимость национального самосохранения, особенно обострившаяся после Люблинской унии, повлекла чрезвычайный подъём украинской культуры. В отсутствие государства культура оставалась единственной сферой, где украинцы могли защищать свою самобытность. Именно поэтому культурную жизнь в Украине 16 — первой половины 17 в. определяют как национально-культурное возрождение.

Тарасу Шевченко принадлежит исключительная роль в формировании украинской национальной идеологии. Его поэтический язык, базировавшийся на местном крестьянском говоре с добавлением элементов церковнославянского языка, языка казацких летописей и образованных самим Шевченко новых слов, отличался естественностью и благозвучием. Придав украинскому языку статус литературного, Шевченко заложил крепкое основание новой украинской литературе. Его пламенная поэзия не ограничивалась, как у других украинских романтиков, оплакиванием героического прошлого, а будила национальные чувства и давала видение будущего: если Украина в прошлом пользовалась правами самостоятельного государства, то это могло служить достаточным основанием для получения политической независимости в будущем. Шевченко принципиально отрицал миф о золотом веке украинской истории. Для него история была непрерывной: если трагичным было настоящее, то не менее трагично и прошлое Украины. "Я рыдаю, как вспомню дела незабываемые дедов наших. Тяжкие дела", Острая боль за прошлое родного края переполняла поэзию Шевченко. Поэт был убеждён, что корень зла — в потере национального достоинства. Вот почему он высмеивал. самодовольные гимны украинскому прошлому и горько упрекал своих земляков.

Вершиной произведений Т. Шевченко о национально-освободительной борьбе стала его поэма-мистерия “Великий льох” (1845 г.). Упадок независимости Украины автор связывал с тремя наиболее выразительными историческими событиями: Переяславским соглашением 1654 г., Полтавской битвой в 1709 г. и разрушением Запорожской Сечи в 1775 г. Шевченко предлагал (и нашёл отклик в революционно настроенной молодёжи) прибегать к решительным практическим действиям — к насильственному свержению самодержавно-крепостнического строя Российской империи. К тому призывали и его поэтические произведения политической тематики: “Сон”, “Кавказ”, “И мёртвым и живым” и др. Их не раз зачитывали на заседаниях Кирилло-Мефодиевского братства, постоянно использовали в агитационной работе. Ко всем национально и социально угнетённым обращен и знаменитый “Запов1т” Шевченко (1845 г.).

Основную вину за порабощение Украины Шевченко возлагал на Россию и российских императоров. Ещё никогда украинские интеллектуалы не поднимали так сильно свои голоса протеста против российского порабощения. Шевченко не скрывал ненависти к российским царям — поработителям Украины Петру 1 и Екатерине II. С чрезвычайным сарказмом разоблачал украинский поэт и национальную политику своих венценосных современников. Манифестом в защиту всех угнетённых народов была поэма “Кавказ”.

Большой заслугой Шевченко являлось то, что в своём творчестве он соединил два отдельные направления казацкой традиции — простонародную и старшинскую. Ненависть Шевченко к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения, но своим интеллектуальным ростом он был обязан влиянию украинского дворянства. Каждый слой украинского общества находил в его поэзии отображение своих интересов.

Т. Шевченко настойчиво отстаивал необходимость распространения образования в народных массах. Своих коллег по Кирилло-Мефодиевскому братству он призывал добиваться того, чтобы “завести на Украине добрые сельские школы”, сам брался за составление школьных учебников.

Тщательно изучая народные обычаи и традиции, внимательно прислушиваясь к народным сказаниям, читая много книг по отечественной и всемирной истории, Шевченко проникался гордостью за свою принадлежность к украинскому народу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: