План лекции. A) Абеляр 1. Ранняя схоластика

Философ Направление

Произведение Автор

Философ Период

A) Абеляр 1. Ранняя схоластика

B) Оккам 2. Зрелая схоластика

C) Боэций 3. Поздняя схоластика

D) Аквинский

E) Экхарт

Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____.

2. Установите соответствия:

A) «История моих бедствий» 1. Боэций

B) «О божественном единстве и троичности» 2. Абеляр

C) «Утешение философией» 3. Аквинский

D) «Сумма против язычников»

E) «Сумма теологии»

Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____.

3. Установите соответствия:

A) Эриугена 1. Реализм

B) Ансельм Кентерберийский 2. Номинализм

C) Аквинский 3. Концептуализм

D) Росцеллин

E) Абеляр

Ответы: 1-____; 2-_____; 3-_____.

4 Тема: Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации

Цель: раскрыть смысл возрожденческого индивидуализма, обусловившего необходимость протестантской Реформации.

1. Рост городов и становление гражданского общества.

2. Подрыв монополии римско-католической церкви и схоластического образования.

3. Гуманизмкак возрождение античной культуры и ее трансформация в антропологическом и индивидуалистическом духе.

Основные понятия по теме: ренессанс, антропоцентризм, индивидуализм, гуманизм, реформация, протестантизм.

Эпоха Возрождения (франц. - Ренессанса), охватывающая период с 14 по 17 вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римских традиций портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Поборники новой светской культуры слыли добрыми христианами. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Термин «гуманизм» употреблялся еще известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.) – воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Но родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный обьект познания.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Еще одна важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествяющей Бога и природу. И наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший обьект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже 15-16 вв. становится общеевропейским явлением.

Пико делла Мирандола (1463-1494): «Достоинство человека в его свободе». Тенденция к обожествлению человека у Альберти: «Человек – это счастливый смертный бог». Подлинный гимн индивидуализму – творчество Лоренцо Валла (1407-1457) – трактат «О наслаждении», где мерилом нравственности выступает личное благо. Важная деталь: гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами; гуманисты, оставаяясь верующими людьми, выдвигали на первый план человека, а затем говорили о боге.

Также возникли антиклерикальные взгляды – направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них – Томаззо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини – даже были возведены в 15 в. на папский престол. До середины 16 в. преследования гуманистов со стороны католической Церкви явление крайне редкое. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. В 15 веке произошел раскол католической церкви – возник протестантизм. Реформация выступила против коррупции и безыдейности католицизма. И не безуспешно. С Реформацией тесно связаны имена Савонаролы Дж., Мартина Лютера – основателя немецкого протестантизма, и Жака Кальвина – превратившего веселый город ремесленников Женеву в скучный, добропорядочный городок.

С того момента, когда дух возрожденческого индивидуализма проник в царство теологии и потряс основы религиозных убеждений Церкви, в Европу ворвался исторический ветер протестантской Реформации. Протестантскую революцию обусловили многие серьезные причины: давно идущее обмирщение церковной иерархии; бедность и благочестие церковной паствы в отличие от иерархии священнослужителей, зачастую вовсе чуждых христианской вере, но получающих социальные и экономические привилегии; усиление светской монархической власти; подъем национального самосознания. Однако наиболее важным элементом Реформации был нарождающийся дух мятежного и своевольного индивидуализма.

Церковь подменила веру в личность Иисуса Христа на веру в учение церкви, лишив силы изначальное христианское откровение, превратившись в непроницаемую преграду между человеком и Богом. Восстание Реформации против католической церкви явилось беспрецедентным событием в истории западной культуры, утверждением индивидуальной совести в противовес религиозному авторитету. Независимое человеческое «я» и всевластное Божество, сопряженные теснейшими узами – вот главный постулат Реформации.

Непосредственным результатом освобождения из тисков прежней схемы стал апогей пламенной христианской веры, наполнившей души протестантов новым духовным смыслом. Каждому верующему, начиная с Реформации, приходилось в своей вере все больше полагаться на себя, в связи с чем обострялись критические способности западного интеллекта.

«Расколдовав» мир от «чар» имманентной божественности, Реформация подготовила его к радикальному пересмотру со стороны науки. Даже реанимированные Реформацией библейские предания о подчиненности природы владычеству человека, способствовали поощрению уверенности человека в том, что он – познающий субъект, противопоставленный природе как объекту.

Возвращение протестантизма к не допускающему отклонений Слову Божьему, запечатленному в Библии, оказало благотворное влияние на зарождающееся новое мышление, указав на необходимость получать беспристрастную объективную истину.

Социальные последствия Реформации проявились также и в ее сложной взаимосвязи с экономическим развитием северных стран Европы. В течение жизни нескольких поколений главную роль здесь играла протестантская этика труда, которая подкреплялась утверждением личностного начала, поощряла рост и экономическое процветание среднего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: