С) Государство

В) Общество E) Народ

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Итак, предметом социальной философии выступает общество, социум как упорядоченное единое. Общество представляет собой социальную систему, которая выступает как единство элементов и их взаимоотношений. Многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Человеческая деятельность представляет собой сущность, первооснову всего социального.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя такие проблемы, как направленность совершающихся в обществе изменений и источники, факторы, причины изменений в обществе. Важным фактором существования общества являются общечеловеческие ценности.

При изучении темы учтите многообразие подходов к объяснению феномена общества. Особое внимание обратите на современные концепции толкования общества, которые более подробно изложены в трудах философов. Для этого обратитесь к рекомендуемой литературе. Необходимо усвоение и понимание законов общественного развития, осознание механизмов социальных изменений.

Обратите внимание на исторические измерения социального бытия, на важность аксиологического измерения общественного развития.

& Литература

Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2002. – С. 40-53, 90-101.

Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. – СПб., 2000.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 429-673.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1995. – С. 29-89.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 30-82.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Что такое общество? Приведите несколько формулировок.

2. Что такое исторический процесс?

3. Что такое социализация общества?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Что составляет предмет социальной философии?

2. Из каких основных положений исходит А.Бергсон в своем различении открытого и закрытого общества?

3. В чем заключается концепция единства истории К.Ясперса?

Творческий уровень:

1. В чем состоят особенности суммативного и субстанциального подходов в понимании общественного прогресса?

2. В чем состоит принципиальное отличие попперовской концепции открытого общества от бергсоновского?

3. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Составьте терминологический словарь по теме.

2. Законспектируйте современные философские концепции общества по монографии Д..Н.Нурманбетовой «Проблемы современной философии».

3. Запишите 3-5 различных определений общества.

Уровень репродуктивно- практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на темы (на выбор):

· «Общество в социально-философском измерении»

· «Историческая динамика общества»

· «Структура общества»

· «Философия гражданского общества»

2. Дайте письменные ответы на вопросы (на выбор):

· Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.

· Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Составьте Ваше мнение, как влияет становление рыночных отношений на социализацию личности.

2. Представьте Ваше видение ценностей евразийского сообщества.

3. Прокомментируйте слова А.Камю: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Совокупность общественных связей, отношений и социальных институтов:

А) Семья D) Нация

2. Назовите автора концепции общественно-экономической формации:

А) О. Шпенглер D) К. Маркс

В) П. Сорокин Е) А. Тойнби

С) Н. Данилевский

3. Первый автор теории открытого общества:

А) Э. Фромм D) Д. Белл

В) К. Поппер Е) К. Маркс

С) А. Бергсон

4. Назовите автора теории «здорового» и «больного» общества:

А) Э. Фромм D) Д. Белл

В) К. Поппер Е) К. Маркс

С) А. Бергсон

5. Назовите автора, выдвинувшего в рамках единства истории концепцию осевого времени:

А) О. Шпенглер D) К. Маркс

В) П. Сорокин Е) А. Тойнби

С) К. Ясперс

Открытые задания со свободно конструируемым ответом

Дополните:

1. Раздел философии, непосредственно изучающий проблему общества, называется ….

2. Учение о ценностях именуется ….

3. Развитие человечества по восходящей линии называется …, по нисходящей – называется ….

Задания на установление соответствия:

Толкование общества: Суть:

1. Субъектное А) Общество – процесс коллективного бытия людей

2. Организационное В) Общество – самодеятельный коллектив людей

С) Общество – институциональная система


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: