Выводы
Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика – за счет духовности, наука – за счет морали и т.д.
Сотношение культуры и цивилизации предстает в концепциях философов и культурологов следующим образом:
· Цивилизация – растрата ресурсов культуры (Н.Я.Данилевский)
· Цивилизация – старость культуры (О. Шпенглер)
· Культурологический плюрализм (А.Тойнби).
Обратите внимание на то, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным, прежде всего, по исторической и логической причинам. Их отождествление означало бы, что цивилизация распространяется на все необозримое первобытное общество, где существовала родовая культура. Тем самым снимались бы существенные различия между эпохами дикости и варварства, с одной стороны, и цивилизацией, с другой. Общепризнанное положение о том, что цивилизация следует за варварством, означает не то, что с нее начинается культура и они синонимичны, а то, что цивилизация продолжает и развивает первобытную культуру в другое историческое время и на значительно более высоком качественном уровне.
При сопоставлении культуры и цивилизации важно уяснить, что сущность всякой культуры - религия, следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность.
Обратите внимание на аксиологические аспекты соотношения культуры и цивилизации. Подумайте, в чем состоит высокое предназначение культуры.
& Литература
Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С. 521.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 33-509.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.
Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1996.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 485-487.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.565-573.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Какой философ рассматривает историю развития человечества в виде цепочки: дикость – варварство-цивилизация?
2. Перечислите пять законов развития культурно-исторического типа Н.Я.Данилевского.
3. Какой философ впервые удивительным образом противопоставил культуру и цивилизацию?
4. По какому критерию Тойнби классифицировал цивилизации? Сколько их он выделяет?
Репродуктивно-практический уровень:
1.В чем заключается смысл противопоставления культуры и цивилизации?
2.Назовите и разьясните противоречия культуры.
3.Поясните смысл слов Н.Бердяева: «культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача».
4.Поясните смысл слов О.Шпенглера: «цивилизация – это старость культуры».
Творческий уровень:
1.Выявите все возможные аспекты соотношения культуры и цивилизации и представьте их в таблице. Подумайте, что ожидает человеческую цивилизацию в будущем?