Методические рекомендации к лекции. Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы

Выводы

Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика – за счет духовности, наука – за счет морали и т.д.

Сотношение культуры и цивилизации предстает в концепциях философов и культурологов следующим образом:

· Цивилизация – растрата ресурсов культуры (Н.Я.Данилевский)

· Цивилизация – старость культуры (О. Шпенглер)

· Культурологический плюрализм (А.Тойнби).

Обратите внимание на то, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным, прежде всего, по исторической и логической причинам. Их отождествление означало бы, что цивилизация распространяется на все необозримое первобытное общество, где существовала родовая культура. Тем самым снимались бы существенные различия между эпохами дикости и варварства, с одной стороны, и цивилизацией, с другой. Общепризнанное положение о том, что цивилизация следует за варварством, означает не то, что с нее начинается культура и они синонимичны, а то, что цивилизация продолжает и развивает первобытную культуру в другое историческое время и на значительно более высоком качественном уровне.

При сопоставлении культуры и цивилизации важно уяснить, что сущность всякой культуры - религия, следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность.

Обратите внимание на аксиологические аспекты соотношения культуры и цивилизации. Подумайте, в чем состоит высокое предназначение культуры.

& Литература

Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С. 521.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 33-509.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1996.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 485-487.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.565-573.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Какой философ рассматривает историю развития человечества в виде цепочки: дикость – варварство-цивилизация?

2. Перечислите пять законов развития культурно-исторического типа Н.Я.Данилевского.

3. Какой философ впервые удивительным образом противопоставил культуру и цивилизацию?

4. По какому критерию Тойнби классифицировал цивилизации? Сколько их он выделяет?

Репродуктивно-практический уровень:

1.В чем заключается смысл противопоставления культуры и цивилизации?

2.Назовите и разьясните противоречия культуры.

3.Поясните смысл слов Н.Бердяева: «культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача».

4.Поясните смысл слов О.Шпенглера: «цивилизация – это старость культуры».

Творческий уровень:

1.Выявите все возможные аспекты соотношения культуры и цивилизации и представьте их в таблице. Подумайте, что ожидает человеческую цивилизацию в будущем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: