Церковное (каноническое) право

Предпосылки.

Источники права в странах Средневековой Западной Европы.

1. Европа экономически развивается. Появление торговли с востоком. Таким образом, поскольку торговля шла через Италию, то они стали лучшими в торговом праве. Развитие ремесла. Постепенно благосостояние стало улучшаться;

2. Социальная. По мере развития городов складывается новая структура общества в виде сословий;

3. Существенные изменения в образовании. Духовные предпосылки. Стал развиваться интерес к науке. Одна из первых наук – грамматика. Постепенно обращение к античной истории;

4. Политическая. Толчок к существенным изменениям в политической сфере. Церковь ставит вопрос о своей независимости от светской власти (во второй половине XI века);

1075 – папа Григорий VII декларирует независимость церковной власти от светской. Изменения были инициированы теми изменениями, которые сотворит церковь. Церковь сделает очень много для создания свое правовой системы (каноническое право) и затем светская власть вынуждена будет подражать тому, что уже получилось у церкви. Почему:

Ø Церковь – крупный феодал. Она очень богата;

Ø Церковная власть не знает границ, следовательно, она создает общее право для всех европейцев;

Ø Наличие единых духовных основ правовой системы, создаваемой церковью. Она очень хорошо изучала римское право. Через некоторое время церковь откажется от римского права, будет пытаться запретить его в средневековых университетах.

После 1075 года церковь приобретает ряд черт, присущих государству. Церковь стала создавать «законы», в которых закреплялись правила, нормы. Все христиане попадают под действие этой власти. Функции церкви:

§ Фиксирование рождения и смерти;

§ Созыв армии;

§ Освящение браков;

§ Собрание налогов;

Политическая власть организована, как и в любом светском государстве. Церковь стала создавать свое, каноническое право. Источники этого права – римское право, религиозные источники, библейское право, в том числе древнееврейское, германское (варварское) право. На этой базе церковь стала формулировать свое право. Источники в формально юридическом смысле (то, на что мог сослаться суд):

¥ Священные писания;

¥ Акты римского папы;

¥ Постановления соборов;

¥ Сборники (сначала частные, затем – официальные);

Позднее был сделан Свод канонического права и Свод римского гражданского права. Церковь первая стала выделять корпоративное, семейное, административное, уголовное, процессуальное право. Право – это, по мнению церкви, нечто развивающееся. Именно церковь впервые развивала право, как строила соборы, медленно и постепенно. У церкви была своя собственная юрисдикция. Немаловажную роль играли церковные суды, которые выносили решения в соответствии с каноническим правом. Подсудность – по кругу лиц и по предмету.

По кругу лиц. Дела, в которых участвовали священнослужители – обязательно церковный суд. А некоторые могли относиться, а могли и нет – дела путешественников, сирот и другие.

По предмету.

  • Преступление – это грех, поэтому любое дело может быть рассмотрено церковным судом;
  • Брак – таинство, поэтому любой семейный спор может быть рассмотрен там же;
  • Договор – клятва исполнить, - тоже в церковь;
  • И т.д.

Всегда есть основание для отправления дела в церковный суд. Поэтому суд церкви расширили свою компетенцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: