Конец XIX – начало ХХ в. Русский философский ренессанс (Серебряный век русской философии).
1 группа – сторонники экзистенциализма (русский экзистенциализм): Н.Бердяев, Л.Шестаков, С.Франк и т.д.
2 группа – русский космизм (связывание человека и космоса) Выделяется 2 направления: 1) религиозно-философское (гл. идея: человек – божий замысел (Федоров, Булгаков, Флоренский)); 2) научно-методологическое направление (Вернадский, Чижевский, Умов). Главная идея – человек – космическая планетарная сила.
3 группа – продолжатели идей позитивизма и марксизма (Струве, Плеханов, Ленин).
Н.Бердяев. Самое важное – обращаться к личности; считает, что Соловьев мало обращает внимания на личность. Главные его понятия: свобода и творчество. Человек должен быть свободен, ничто не может и не должно на человека давить. Наш мир – мир падший, потому что в нем царит необходимость, в нем почти нет свободы.
Л.Шестов. Считает, что мир абсолютно не свободен, он нас порабощает. Единственное, что создает для человека свободу – «беспочвенность» (свобода от авторитетов).
Космизм. Человек и космос – единый организм, единая система; для религиозного космизма – Бог дает стержень этому миру; для научно-методологического направления – особое внимание объективной деятельности человека.
Лингвистический поворот. Интерес к проблеме языка, проблеме символов, слова. Представители: П.Флоренский, А.Лосев. Создают концепцию «славия». Символ – не просто обозначение чего-нибудь, а соединение мира тварей и божественного мира. Символ несет определенную информацию. Самый значимый символ – имя.
Советская философия
2 направления: 1)
2) междисциплинарные исследования (философия и психология – учение о сознании, об идеальном).
Философия постсоветского периода ориентирована на политические проблемы.
I период – предфилософский (IX-X – XVII вв.) Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский – осмысление идей христианства.
II период – XVI-XVII вв. сер. – идеи гуманизма, идеи реформации: Фр.Скорина, Симеон Полоцкий; идеи антропоцентризма, просветительства, гармонии веры и разума. Все идеи излагают в предисловиях и послесловиях к своим книгам. Сымон Будны – «Катехизис» - основные догматы церкви, антитринитаризм (против троицы); догмат о бессмертии души.
III период – сер. XVII – до сер. XVIII вв. – распространение контрреформации: орден иезуитов. На Беларуси идеи контрреформации имели большое распространение. Средневековая западная схоластика – учение церкви в русле Фомы Аквинского. Представители: Смиглецкий, Тылковский (9-томная «Занимательная философия»). Крайние атеистические взгляды (радикальный атеизм) – Казимир Лыщинский (отрицал наличие Бога). Написал тракт – «О не существовании Бога».
IV период – вт. половина XVIII – перв. пол. XIX века – идеи Просвещения. Смесь схоластики с новоевропейской наукой и идеями новоевропейской философии. Развивались 2 идеи: 1) идеи рационализма (акцент на значимость логики в научном познании) – Казимир Нарбут издал первый учебник по логике на польском языке с точки зрения развития языка и мышления; 2) развитие общественно-политических идей Просвещения. Теории общественного договора (теория о происхождении государства): Казимир Нарбут, Иоаким Леневель, Адам Нарушевич. Человеческий разум является двигателем прогресса. Леон Боровский – идеи романтизма на белорусской почве. Интерес к эстетике, к поэзии; человек современный теряет связь с природой, теряет гармонию.
V период – вт. пол. XIX в. – до начала советского периода. Характерна народно-демократическая тенденция. Вопросы → переустройства общества, идеи марксизма, поиска своего самобытного пути. К.Калиновский: национальное освобождение, общинный социализм. Распространение марксизма: Фрунзе и Мечников. Попытки найти самобытный путь развития Беларуси: Я.Чечет, А.Мицкевич, Дунин-Мартинкевич, Я.Купала, Я.Колас.
VI Период – советский и постсоветский периоды. В советский период философия Беларуси попала под развитие советской русской философии (до 80-х годов). В С.С. – минский философ, программы методологии и философии науки; философия культуры (универсалии культуры, место философии в культуре). Н.И.Крюковский – создал свою эстетическую концепцию. Целый ряд книг выпустился об эстетике, о красоте. Е.М.Бабосов – социолог, вопросы современного общества, принципы устройства семьи.