Не существует единой структуры сознания. Сознание – сложная, многоуровневая, много слоевая структура. Все уровни переплеты, связаны между собой. Фрейд: «оно», → «я», → «супер-эго» - слои сознания. Абсолютная связь всего со всем.
1-й слой – самый глубинный, бессознательное. Для Фрейда – в основе сексуальное влечение и влечение к смерти. Для Юнга бессознательное имеет тоже 2 уровне: 1) индивидуальное (низшее, как у Фрейда)4 2) коллективное (культура, архитипы, разные жизненны установки);
2-5 слои – собственно сознательные слои;
6 слой – сверхсознательное (общественное сознание). 6-ой слой еще может быть и абсолютной идеей, Богом.
2 слой – чувственно-эмоциональный слой сознания (обеспечивает первичную реакцию на окружающий мир, наиболее точную картину, образность).
Укоренены память, внимание, отражение, образность. Эмоции – в форме непосредственного переживания отражают окружающий мир. Дают своеобразную оценку механизма. Главный механизм регистрации психической деятельности человека.
Аффекты – те же эмоции, но гораздо более бурные, сжатые по времени + тормозит другие психические процессы. Возникают в различных пограничных состояниях. Аффекты предлагают человеку не думать, не выбирать; дают моментальное решение, стандарт ответа. Это «+», но стандарты не всегда подходят к нашей жизни. Это «-«. Существует огромное количество книг об аффектах. Нужно держать себя в руках, на границе между эмоцией и аффектом. Нельзя отключать разум.
Существуют понятия внимание и память, которые связаны между собой. Внимание – способность психики сосредоточиться на определенном объекте. Существуют понятия устойчивость внимание, переключаемость внимания (связаны с интересом к предмету переключения), объем внимания (максимум 5-7 единиц).
3 вида внимания:
1) непроизвольное
2) произвольное – сами направляем его на объект;
3) послепроизвольное – переключая внимание, все равно живем в другом состоянии (просмотр фильма).
Функции внимание: 1) торможение ненужных процессов;
2) активизация нужных.
Память – способность собирать, упорядочивать и сохранять знания. Случай Ша: человек, который обладает феноменальной память. Эйдотехника напрямую связана с явлением синестезии. Память, которая является абстрактной, логической, со временем ухудшается.
Самый плодотворный вид памяти – синестезический. Ухватывается вся ситуация, ассоциируется с цветом, звуком, запахом и т.д. («Общая психология» - под ред. Грановской. Связь памяти с нейрофизическими процессами мозга, практические рекомендации по развитию воли, памяти).
3-4 слои – рационально-дискурсивный уровень. Рассудок (присущ всем нормальным людям) и разум (невозможно получить в наследство, умение находить выход из ситуации, ответить на сложный вопрос) – 2 разных понятия.
3 – рассудочный слой, который включает обыденные знания, как результат социализации общества.
4 – разум, интеллектуальный уровень сознания. Мыслительная деятельность, которая протекает на уровне абстрактно-логического мышления. Способность рассуждать, размышлять.
2 типа мышления: 1) основанное на логике;
2) на образно-ассоциативном мышлении
Свойственно древним людям, маленьким детям. Первое мышление дает целостное мышление, наиболее точное. Второе, последующее разделяет систему на элементы, целостность явления не появляется. Абстрактно-логическое мышление значительно упрощает мир (экстравертное). Образное – интравертное, обеспечивает целостность.
5-ый слой – интуитивно-волевой, слой самосознания. Интуиция скорее пронизывает 1,2,3,4 и 5 слои, а воля относится к 5-му слою. Воля – возможность выбрать какое-то действие, выбрать его параметры, регулировать все состояния организма. Или дополнительное побуждение получаем, либо дополнительное торможение.
Самосознание – способность осознавать свое «я», выделение из мира. 3 характеристики: 1) самочувствие (ощущение в мире); 2) осознание, соотнесение себя с другими видами; 3) самосознание «я» - как уникального, неповторимого, несущего ответственность за свои поступки.
Самый главный механизм – рефлексия – самоанализ, наблюдение, попытка с одной стороны уйти в себя, а с другой – посмотреть на себя со стороны. Интраспекция – изучение самосознания – это только самонаблюдение. Интраспекция рационализует сознание. Связывает сознание и разум. Выделение слоев очень условно.
Характеристики сознания:
1) целеполагание, которое включает в себя непосредственно связь с общественным опытом, представленность в знаково-символической форме.
2) наличие второй сигнальной системы – вербальной системы, языка. Научился отчуждать свою мысль.
3) абстракционно-логическое сознание – умение воспроизводить и анализировать ситуации, не данные в восприятии.
4) самосознание, нравственный компонент самосознания.
«Сознание дано человеку за его грехи». Сознание: 1) интенционально, направлено на объект внешний или внутренний; 2) содержательно; 3) рефлексивно (осмысливает внутренний мир человека); 4) диалогично (в сознании присутствуют голоса). Сознание – это еще и общение с внешним миром. Диалогичное сознание настроена на понимание.
Социокультурная природа сознания. Сознание – продукт эволюции человечества. Оно всегда культурно обусловлено, связано с социокультурным опытом человечества. Все люди разные (т.к. разный социокультурный опыт человечества).
Классическая концепция – человек рождается чистым, чистой доской, на которой рисует общество, Бог. Неклассическая концепция – сознание зависит от общества, его культуры, языка; идеологии общества (по Марксу).
Гадамер: человека определяют социокультурные предпосылки – «культурные предрассудки». Основные факторы, которые обеспечивают формирование развитие сознания:
1) деятельность и поведение, именно в них сознание связывает себя с обществом, практикой.
2) традиции и образование, определяют систему культурных предрассудков, которые получает сознание человека.
3) коммуникация (реальный опыт сознания – это всегда диалог) осуществляется в разных формах – вербальный язык, язык жестов и т.д. На 1 плане – язык жестов.
Язык – система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Язык – посредник между человеком и миром, программирует восприятие пространства, времени, мира в целом.
Социокультурная природа сознания. Говорить о сознании, не упоминая его социокультурную основу нельзя. В истории философии существует 2 подхода:
1) сознание, данное нам Богом (не зависит от общества, культуры);
2) сознание – чистая доска, которая заполняется за время человеческой жизни.
Классическая философия не делала акцент на то, что сознание зависит от социума. Неклассический этап: марксизм – зависимость сознания от социума; Ф.Энгельс – «Трудовая теория». Труд создал человека. В марксизме труд и человек неразделимы. В каждом конкретном обществе сознание понимается как наработка, разработка общества. Вся современная неклассическая я идет в русле этих идей. Но вместо труда может выступать язык, знание и т.д.
Самая популярная концепция – концепция, связанная с языком и речью. Именно речь и язык определяют сознание человека. Ф.Де Сассюр предлагал определения:
Язык, понятие более широкое, система дифференцированных знаков, соответствующая дифференцированным понятиям. Язык словесный, взглядов, жестов, мимики и т.д. Может быть парадоксален (взаимодействие разных видов языка).
Речь – оформленная, в соответствии с принятыми в социуме правилами, словесная деятельность(которыми (упорядочивают) стабилизируют язык).
Язык и речь несут большую ответственность и нагрузку (герменевтика, структурализм и т.д.), язык создает сознание; язык – универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации. Язык – основа коммуникации, посредник между человеком и миром. Содержит определенную «концептуальную схему», которая программирует сознание человека (определяет идеалы, нормы, цели, своеобразный ход мысли).
Слово имеет свою программирующую функцию. Не только язык определяет сознание (галлюцинации, предчувствия – не выразимы в словах). Философия постмодернизма утверждает, что с проблем языка нужно переключиться на проблему текста.
Текст – социокультурная реальность. Его изучать более плодотворно, он многозначен; есть явное и скрытое. Текст полифоничен. 3 основных фактора, которые оказывают определяющее влияние на социокультурную обусловленность сознания:
1) деятельность и поведение – совокупность внешних, внутренних реакций на окружающую среду;
2) традиции и образование
3) коммуникация (Ясперс) – реальное общение между людьми, вне коммуникации нет человеческого сознания.
Сознание не есть только продукт деятельности мозга. Сознание имеет еще компонент, который определяется обществом.
Теория познания (Гносеология)