Структура и формы общественного сознания

Воззрения людей на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах называются общественным сознанием. Сознание есть неотъемлемый атрибут общественной жизни, оно имеет определенную структуру, подчиняется определенным закономерностям.

Сознание как процесс отражения общественного бытия людей означает следующее: 1) общественное сознание есть идеальное воспроизведение общественного бытия. Это образ социального мира, в котором содержаться сущностные характеристики общественного бытия; 2) общественное сознание порождено общественным бытием в том смысле, что оно едино с ним и всегда выступает в конкретно-исторической форме. Совокупность обобщенных представлений, теорий, чувств, идей, т.е. содержание общественного сознания, образуют духовную реальность, являющуюся частью общественного бытия. С помощью языка индивидуальное сознание приобретает форму надличностного бытия. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием; 3) процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от сознания. Общественное сознание относительно самостоятельно по отношению к общественному бытию; 4) общественное сознание, будучи относительно самостоятельным, проявляет себя в следующих закономерностях: способность опережающего отражения; предвосхищения будущего; отставание сознания от развития общественного бытия; активность общественного сознания, проявляющаяся в способности его воздействовать (позитивно или негативно) на ход исторического процесса; 5) общественное сознание надындивидуально, но каждый человек может влиять на него. В системе общества индивидуальное сознание обретает бессмертие.

В структуре общественного сознания можно выделить два уровня – обыденно-практический (житейские понятия и представления, опирающиеся на логику здравого смысла) и, опирающийся на него, теоретический (наука, философия, искусство, религия). Обыденное сознание цельно, бесконфликтно, ближе к непосредственной действительности. Ему соответствует общественная психология. Теоретическому сознанию соответствует идеология, которая появляется одновременно с появлением государства. Идеология отражает социально-политический строй общества, его социальную структуру в виде теоретических концепций, которые призваны освещать путь общественного развития.

Формы общественного сознания – это формы духовного освоения действительности. Важно уяснить критерии разграничения и единство форм сознания. Существует множество признаков, позволяющих отделить все формы общественного сознания друг от друга. Такими признаками являются:

1) отличие форм общественного сознания по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами. Наука, философия, искусство имеют разные предметы познания и, соответственно, являются разными формами сознания и знания;

2) формы сознания различаются по видам отражения. Наука отражает мир в форме понятий, теорий, а искусство – в форме художественных образов, в центре науки- объективное знание о мире, а искусство – субъект с его перспективой будущего, человек; в религии ее фундаментом являются догматы, в морали – нравственные чувства, нормы и ценности;

3) отличие форм общественного сознания по особенностям их развития, например, искусства и науки по критериям прогресса. В искусстве есть свои эстетические критерии прогресса, в политике – свои (эволюция политических доктрин, социально-экономический прогресс общества);

4) формы общественного сознания различаются по их социальным функциям: наука выполняет функцию познавательную и экспериментально-практическую, выступая источником изменения и новых средств изменения природы, общества и человека; искусство выполняет познавательную, эстетическую, воспитательную, идеологическую функции.

В различные исторические эпохи на первое место выступают различные формы общественного сознания (в средние века доминировала религия; в капиталистическом обществе – экономическое и политическое сознание, наука; в постиндустриальном – научно-технологическое, технико-технологическое сознание и знание). Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой, имеют свою специфику, каждая из них исторически необходима. Рассмотрим подробнее особенности важнейших форм общественного сознания.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Моральное сознание является внутренним духовным регулятором человеческого поведения, отношения человека к другим людям. Нравственно воспитанный человек должен исходить не из внешних соображений (карьеры, выгоды, прибыли), а только из веления долга и совести. Это внутренний закон существования человека, по словам И. Канта, его категорический императив. Жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия, заботой об общем благе. Нравственность основана на чувстве справедливости. Это правильная мера воздаяния по заслугам. Нравственность закрепляет поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения общества и человека, отвечали интересам исторического прогресса. Самое главное, золотое правило нравственности, сформулированное еще в Древнем Китае Конфуцием гласит: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Можно выделить следующие особенности нравственного сознания. Оно носит ценностный характер, то есть любая моральная норма соотносится с некоей абсолютной системой координат – благом, добром, справедливостью. Моральное сознание принуждает человека стремиться к этому благу, следовательно, моральному сознанию присущ долженствовательный момент. Моральные санкции идеальны, они не носят характер внешнего насилия – материального или духовного. Нравственное сознание и поведение носит всеобщий и безусловный характер. Нравственный поступок носит всегда осознанный характер. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Всякий носитель нравственного сознания осознает, что он совершает поступок свободно, то есть исходя из внутренних моральных побуждений. Свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно отражает всю специфику нравственности.

Религия – это особая форма общественного сознания, представляющая собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основанная на вере в священное. Священное включает в себя признание безусловной ценности его для человека. Большинство современных исследователей считают, что сущность религии недоступна научному анализу. Религии в современном религиоведении рассматривается как фактор интеграции, стабилизации общества.

Религия как система представлений предполагает метаморфозу, превращение, трансформацию действительности в мире сверхъестественного. Существенными особенностями религиозного сознания являются: 1. убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами; 2. убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры; 3. существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения; 4. осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением этих требований; 5. установление добрых отношений человека с объектами поклонения.

Религия, даже с позиций стороннего наблюдателя, является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь. С помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни. Религиозная вера обязывает к деятельному добру, это проявление духовного начала в человеке. Сегодня религия не столько учение о мире, сколько социально-этическое учение – на главном плане вопросы сущности добра и зла, справедливости, обоснования нравственных ценностей.

Искусство – это форма общественного сознания, связанная с освоением и воплощением эстетических ценностей. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. Искусство моделирует особую реальность – художественную. Истина и Добро соединяются в Красоте. Нельзя быть духовно развитым не обладая эстетическим чувством. Искусство обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет кругозор. Художник ничего не изобретает, однако он наделен более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавая, искусство морализирует, становится «школой нравственности». Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью «сострадания и страха», как писал еще Аристотель. Оно обращает человека к самопознанию, преображая «фальшивые» театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки. Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни.

Безусловно, еще одной важнейшей формой общественного сознания является наука, изучению сущности которой необходимо уделить особое внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: