Решение вопроса о познаваемости мира

Проблема истинности знания

Является самой важной, значимой. Когда говорят о познании, дают разные характеристики: 1) прав; 2) ложный и т.д., но истинность – самая важная.

Принципы классической концепции истины:

1) соответствие знания истине: действительность не зависит от (мира) наших знаний. Наши знания могут составлять другой мир.

2) Между нашими мыслями можно установить соответствие.

3) Существуют критерии соответствия наших знаний действительности.

4) ТНКИ не противоречива.

К концу XIX в. – н. ХХ в. в ТНКИ вызывает массу споров и т.д. Что является критерием? Проблематичен вопрос о соотношении наших знаний и действительности. Наши знания субъективны. Существует много явлений, каждое из которых истинно, но между собой не согласуются. Возникает ряд неклассических концепций:

1) когерентная концепция истины (Карнал, Нейрат). Знания должны согласоваться между собой.

2) Семантическая (разработана Тарским). Все проблемы завязаны на неправильном употреблении языка. Наука должна перейти на язык схем, формул (формализованный), тогда может можно будет избавиться от противоречий.

3) прагматическая (Пирс, Джеймс). Истина – то, что полезно, полезно обществу.

4) конвенционалистская (Пуанкаре).

Истина – соглашение между людьми, компромисс. В науке есть концепция истины, которая говорит, что истина – красота, научная теория истинна, если она красива. Современная ТНКИ базируется на старой. Современная наука говорит об 1) истине абсолютной; 2) истине относительной.

Относительная истина – истинные знания на данном этапе развития общества. Она всегда не полная.

Абсолютная истина – исчерпывающие, полные знания об объекте. Она полная. Горизонт, к которому мы приближаемся.

Релятивизм в понимании истины. Все в жизни очень относительно. Абсолютная истина – мираж, фантом, иллюзия; ее нет. Основатели идеи: софисты (античные). В современной философии тоже есть такая идея, особенно в гуманитарных науках. Арон: «в истории все излагается так, как это выгодно автору». Относительность истины – момент существующий, но не постоянный.

3 позиции в решении вопроса о познаваемости мира:

1) гносеологический оптимизм (гностицизм). Мир познаваем (Аристотель, рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц), Гегель) материализм, вся наука строится на этой позиции.

2) агностицизм (мир не познаваем). Эммануэль Кант: «Мы познаем вещь до какого-то предела, дальше остается вещь в себе». В чистом виде агностицизма в философии нет.

3) гносеологический скептицизм (мир познаваем, но с определенными оговорками(скептицизм), до определенного предела).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: