double arrow

Метафизика как концепция развития


Развитие как особый тип движения.

В эпоху нового времени, с возникновением эмпирических наук, философы и ученые активно исследуют развитие как особый тип движения.

Особенность развития связана со следующими вещами:

Все изменения в мире можно условно поделить на количественные и качественные.

Количественные изменения связаны изменением наблюдаемого объекта в пространстве.

Качественные изменения связаны с перестройкой структуры объекта, которая ведет к появлению его новых состояний.

Развитие является высшим типом качественных изменений.

Развитие – это необратимое, направленное изменение, ведущее к возникновению нового качественного состояния материальных и идеальных систем.

Идея развития становится предметом изучения, как для философии, так и для естественных наук.

На протяжении длительного развития философии и науки сложилась 2 взгляда в понимании сущности движения и развития.

Одно направление рассматривает мир в состоянии покоя (статики). А другое, напротив, рассматривает мир как процесс (в динамике).

Первое значение метафизики – в буквальном переводе метафизика означает «после физики», это значение впервые возникло в первом веке нашей эры, для обозначения той части учения Аристотеля, в которой философ исследовал общее умозрительное постигаемое начало бытия и сознания. У самого Аристотель свое учение называется первой философией.

Начиная с античности, термин метафизика употреблялся как синоним философии.

Метафизика в первом значении есть синоним слова философия.

Второе значение сложилось позднее, в новое время, в связи с развитием научного знания, как метод исследования природы. Этот метод заключается в разложении природы на составляющие части и изучение каждой из них в отдельности.

Такой подход к исследованию природы имел свое историческое оправдание. Прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязи и изменении, нужно изучить вещи сами по себе.

Благодаря метафизике естествознание нового времени достигло значительных успехов.

И вместе с тем, метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция, как универсальный метод познания. в результате этого сформировалась статическая картина мира, в котором бытие и его разные формы прибывают в неизменном состоянии.

Например, с позиции метафизики, пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции, которые существуют отдельно друг от друга и отдельно от материи.

Развитие знание о мире и открытия в области естественных наук показали ограниченность метафизического взгляда на мир, в связи, с чем метафизика была подвергнута критике со стороны философов и ученых.

Во второй половине 19 века, классическая метафизика уступила место новой форме – неометафизике.

Неометафизика не отрицает развитие, но понимает его, но понимает его односторонне.

Например, как чисто количественное эволюционное изменение, которое не ведут к качественным изменениям, или например, как только качественное, скачкообразное, катастрофические изменения, которые не подготовлены эволюционными процессами. Или развитие представляется как движение по кругу, с возвратом в исходную точку.

Эти концепции развития давали другую картину мира. Отличную от картины мира основанной на классической метафизики. Однако абсолютизируя одну форму развития и игнорируя другие все метафизические концепции, страдают односторонностью, а значит не способностью объяснить многие явления мира.


Сейчас читают про: