Исторические формы диалектики и метафизики

Философский метод есть форма теоретического мышления. «А теоретическое мышление каждой эпохи, как писал Энгельс в фрагменте «О диалектике», есть исторический процесс, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем различное содержание». Следовательно, философский метод (как наука о мышлении) «как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления». Она развивается с развитием социальной практики и эмпирических наук. В то же время, философский метод как теория законов мышления дает направление развитию, как практики, так и конкретным наукам.

Будучи исторической наукой, философское мышление, как диалектика, так и метафизика проходит определенные стадии развития и выступает в исторически определенных формах. Причем, более изменилась и обогатилась в ходе исторического развития диалектика. Она представляет собой аналог и тем самым метод объяснения всеобщих связей в природе и происходящих в ней процессов развития и переходов от одной области исследования к другой. А потому она очень много дала развитию естественных наук и сама развивалась вместе с их развитием. Энгельс выделяет три исторические формы диалектики:

Ø Античная диалектика, которая сложилась, во-первых, на основе стихийного материализма древних философов, таких как Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель и во вторых на основе идеализма Сократа и Платона.

Ø Диалектика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель)

Ø Материалистическая диалектика, выстроенная в философии марксизма на основе применения принципов материализма и диалектики к анализу общественной жизни. (Материалистическое понимание истории).

Метафизика также имела свои исторические формы. И хотя в древнегреческой философии она не имела приоритетного значения, однако элементы метафизики имеет место в философской концепции Платона, утверждавшего незыблемость и неизменность мира идеальных сущностей. Приоритетное значение метафизика начинает приобретать в 17 столетии, что обусловлено интенсивным развитием естественных наук. Как указывает Ф. Энгельс в работе «Общие замечания к Анти-Дюрингу», чтобы познать отдельные стороны природы, общества, их нужно было вырвать «из их естественной или исторической связи и исследовать каждую в отдельности по её свойствам, по её особым причинам и следствиям». Приобретя приоритетное значение в Новое время (17-1/3 19 столетий), метафизика в середине 19 столетия снова уступает свои позиции диалектике. Это было обусловлено развитием естественных наук, что привело к трем важнейшим открытиям: закону сохранения и превращения энергии; теории эволюционного развития живой природы (Ч.Дарвин); открытию клетки, как исходного элемента живой материи, а также потребностями социальной практики. Именно они выдвигали перед учёными задачу теоретического обобщения этих открытий и создания целостной картины природы и общества.

Наиболее яркие диалектические идеи были выдвинуты в эту историческую эпоху И.Кантом и Г.В.Ф. Гегелем. Так, Кант выдвинул идею развития природы как процесса и применил её при разработке концепции возникновения солнечной системы из раскаленных газовых масс. Гегель, в рамках концепции объективного идеализма, «представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Но у Гегеля «диалектика стояла на голове» (Энгельс). Нужно было её переосмыслить с материалистических позиций и, в первую очередь, применительно к истории, что и сделал Маркс. Эти идеи изложены Ф.Энгельсом в Общих замечаниях к «Анти – Дюрингу» и Старом предисловие к «Анти – Дюригу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: