Культура России 18 в

Культура России 17 в.

Общие черты. XVII в. - появление в русской культуре черт перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность этого периода - усиление процесса ее обмирщения (освобождения от церковного влияния).

Литература. Отличительная черта - судьба героев произведений персонифицируется. Два течения литературы XVII в. - 1. Панегирическое феодально-охранительное - Симеон Полоцкий, придворный поэт и драматург, сторонник самодержавия. 2. Народно-обличительные - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. Характерные черты бытовых повестей XVII в. - попытка героев вырваться из оков церковности, высмеивание устоев Домостроя.

Зодчество. Оно также подверглось обмирщению, основная черта которого в зодчестве XVII в. - сближение культового стиля с гражданским. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые церкви, а также получили распространение ярусные. Конец XVII в. - появление нового стиля в храмовом зодчестве - нарышкинского (московского) барокко. Характерные черты - внешнее использование контрастов красного и белого, интерьеры отличаются пышностью и богатством, обилием золоченой резьбы.

Живопись. Оружейная палата Кремля - своеобразная Академия художеств России XVII в., куда были привлечены лучшие живописцы. XVII в. - было положено начало двум светским жанрам - портретной живописи и пейзажу. Яркий их представитель - Симон Ушаков, создавший художественную школу. Оба жанра, одинаково не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии.

Просвещение. Широкое проникновение грамотности

При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм.
Живопись. Видными портретистами при Петре I были Никитин, Матвеев. Расцвет живописи — при Екатерине II: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое (историческая живопись), Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов (портрет).
Скульптура. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель— итальянец Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. — М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе.
Архитектура. В нач. XVIII в. еще живо нарышкинское барокко (Меншикова башня). Начинается регулярная застройка городов (прежде всего, Петербурга). В. Растрелли (сын) возводит Зимний дворец в Петербурге, Петергофский, Екатерининский дворцы в пригородах столицы, И. Е. Старое — Таврический дворец. В Москве М. И. Казаков строит здание Сената, В. И. Баженов — дом Пашкова.
Театр и музыка. При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). Известны камерная музыка Д. С. Бортнянского и оперы Е. И. Фомина.
Литература. Мастером сатиры в 1-й пол. XVIII в. был А. Д. Кантемир. В. К. Тредиаковский провел реформу стихосложения, М. В. Ломоносов сформулировал теорию трех «штилей». Виднейшие поэты — Г. Р. Державин, М. М. Херасков, А. П. Сумароков.
Наука. Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов — первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: