double arrow

Алишер Навои

Низами Ганджеви

Передовые взгляды выражал гениальный поэт-мыслитель Азербайджана Низами Ганджеви (1141–1203). В своих поэмах («Хамса», или «Пятерица», «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандернамэ») Низами осуждал деяния шахов и феодалов, призывал правителей к гуманному обращению с трудящимися. «...Насилие – зло, – поучает Низами, – тебе же лучше, если ты обласкаешь райатов» (крестьян). «Насилие – разрушитель царства». «Вечное счастье (или могущество) лишь от неугнетения».

Правитель не должен допускать несправедливости и произвола. «Царство становится устойчивым от правосудия. Дела твои устроятся твоим же правосудием». Но, призывая шахов к гуманности, Низами позднее отказывается от своих надежд на справедливого монарха и говорит о том, что все монархи похожи друг на друга и одинаково несут народу лишь насилие и гнет. В поэме «Искандернамэ» Низами изображает идеальное общество, где осуществлено не только политическое, но и имущественное равенство, где все помогают друг другу и никто не знает бедности. «Никогда мы не опасаемся воров, – говорят про себя граждане этого общества, – нет у нас в городе воеводы, в деревне – караульных... Нет у нас в домах замков и запоров, нет сторожей при коровах и овцах... На золото и серебро мы не льстимся, и никому оно не нужно». «В государстве этом нет судов, его граждане не ведут войны, не льют крови». Низами провозглашал равенство рас: «И белый, и черный – все дети земли; эфиоп – черный, как железо, у него черна кожа, но чиста душа!»

В Средней Азии феодальные отношения стали складываться с V в. В этот период уже выделилась землевладельческая аристократия, закрепощавшая крестьянство. Уже с этого времени классовая борьба приняла самые острые формы.

В конце V в. развернулось широкое крестьянское движение, вождем которого был Маздак. Исходя из господствовавших в Персии представлений о борьбе двух начал в мире – доброго и злого, Маздак оспаривал правомерность феодальной земельной собственности и заявлял, что частная собственность на землю явилась следствием действия злого начала в мире. Он призывал крестьян захватывать имущество богачей и делить его между собой.

В VII в. началось завоевание среднеазиатских территорий арабами, завершившееся в первой половине VIII в. Завоеватели ввели налог на сельское хозяйство – «харадж», достигавший трети урожая и даже более. Гнет завоевателей, усугубивший гнет местной знати, резко ухудшил положение крестьян и городской бедноты. Народ поднимает восстание. Особенно значительным было восстание, развернувшееся в 70-х годах VIII в. под руководством ремесленника; из города Мерва Хашим-Ибн-Ха-кима, по прозванию Муканна. Это движение было направлено против господства арабов и против ислама, к которому склонялась местная знать. В общественно-политических взглядах восставших воспроизводились основные положения маздакизма.

Мусульманское духовенство в борьбе с передовыми идеями, враждебными религиозному мировоззрению ислама, поощряло мистицизм и религиозный фанатизм. Оно использовало в этой борьбе, особенно в XIII – XIV вв., мистическое течение суфизма, а позднее – возникший в XIV в. в Бухаре мюридизм. Это наиболее агрессивное направление в исламе, пропагандировавшее нетерпимость к иноверцам и призывавшее к захватническим войнам в интересах феодальной верхушки мусульманских стран.

Выдающимся мыслителем народов Средней Азии был родоначальник узбекской литературы Алишер Навои (1441–1501). В этот период обширная империя Тимура распалась, и между его потомками шла борьба за отдельные ее части. Он родился в Герате, столице Хорасана, жил и работал, кроме Герата, в Самарканде и Мешхеде. Навои писал на фарси, но основные свои произведения предпочитал писать на родном, узбекском, языке и положил начало литературе своего народа. Вершина творчества Навои – «Пятерица», представляющая «ответ» на «Пятерицы» Низами. В конце жизни Навои написал аллегорическую поэму «Язык птиц» и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец», посвященный наилучшему устройству общества.

Передовой деятель и мыслитель своей эпохи, поборник просвещения, обличающий ханжество и лицемерие богачей, Навои подвергает сомнению отдельные догматы религии, веру в загробную жизнь.

Навои, по происхождению принадлежавший к знаменитому роду, бичевал произвол и насилия правителей, призывал феодалов умерить свой нажим на крестьянские массы, а правителей – служить интересам народа. Далекий от идей народоправства, Навои создал образ просвещенного монарха, заботящегося о благе народа о развитии культуры. Монарх, по словам Навои, должен быть строгим и непреклонным, величественным и щедрым, страшным для злодеев и врагов страны. Царь должен заботиться о подданных, «на страже стоя всенародных благ». Царь – «тень Бога на земле»; он – помощник Бога, разделяющий все его свойства. Подобно Богу, он милосерд, «целитель он, но и воитель он, и мститель он». Царь – источник милостей и наказаний. Он не должен быть, однако, ни слишком суровым, ни чересчур мягкосердечным. «Есть мера милостей и мера кар: их соблюдение – государей дар».

Навои бичует властителей, живущих в роскоши и пороках за счет грабежа народа. В их дворцах «ткань ковров из душ людских свита, в рубин и пурпур кровь перелита, за счет народа позолота здесь...». Пируя по ночам, властители днем угнетают обездоленных людей: «насилье выпускают из ворот и грабят для своих пиров народ. И свозят все, что удалось собрать, и начинают снова пировать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: