double arrow

Этапы летописания на Беларуси


Летописи как исторический источник. Общая характеристика

Повествовательные (нарративные) источники. Общая характеристика

Разделение на повествовательные и документальные источники происходит из классификации Пушкарева. Повествовательными называются источники, в которых содержится рассказ об исторических событиях. Особенностью этих источников является сильное влияние позиции автора (субъективного начала) на изложение событий. К повествовательным источникам относятся:

1. летописи,

2. хроники,

3. мемуары,

4. эпистолярные источники (письма),

5. записки путешественников,

6. литературные и публицистические произведения.

При этом отметим, что если для документальных источников какой-либо вид, единожды возникнув, в дальнейшем будет существовать и развиваться, то для повествовательных источников в процессе их эволюции характерно исчезновение отдельных жанров (н-р летописей) и их замещение новыми.

Летописи – это историко-литературные произведения, в которых запись событий производится по годам («летам»). Не следует путать летописи с хрониками, где в основе рассказа лежит некий сюжет. В западной Европе очень близки к летописям анналы (annus – год), а в Польше – рочники (rok – год).




В отношении летописей существует своя терминология. Выделяют такие понятия, как летописный свод, извод, редакцию, протограф. Летописный свод – это отредактированные сводки информации нескольких летописей. Многие летописи дошли до нас только как составные части подобных сводов. Источниковедческий анализ подобных сводов позволяет определить генетическое происхождение их частей и в итоге выйти на протограф – начальное произведение, с которого и происходило списывание. Извод – это одна генетическая линия сводов, в рамках которой происходило накопление схожих, характерных для этого извода неточностей и искажений. Редакцией летописи (летописного свода) называют такую версию свода, куда были внесены сознательно содержательные изменения, т.е. было изменено содержание летописи с той или иной целью (обычно в части оценок поступков, хотя могли и добавляться/удаляться и факты).

Выделяют три этапа в развитии белорусского летописания. Первый - с XI по XIV вв. - это период зарождения летописания. В это время летописание появляется в крупных центрах, обычно отдельных земель, которые создают свои летописи. Второй период - это расцвет летописания. Он длится с XV в. по 1560-е гг., когда летописание создается в ВКЛ и носит общегосударственный характер. Третий этап - это вт. пол. XVI в., когда летописи велись уже на местах в порядке частной инициативе. Это длится до XX в. Это - упадок летописания. Упадок связан с вхождением ВКЛ в состав РП, когда появляется ряд новых исторических жанров, заменяющих летописи.



Отметим, что первые (т.е. древнейшие из дошедших до нас) историко-литературные произведения представляют собой летописные своды. Первой летописью на территории Руси многими исследователями (в т.ч. Шахматовым) считался несохранившийся Начальный свод, созданный монахом Никоном в 1060-е–1070-е гг. в Киево-Печерском монастыре.

Кроме летописей, создававшихся на территории Беларуси, о событиях белорусской истории рассказывают киевские, новгородские, псковские, галицко-волынские, московские летописи, латинские хроники, создававшиеся на территории Польши, латинские и немецкие хроники Ливонии и Пруссии.

При изучении летописей нужно учитывать, что они составлялись (особенно на первых двух этапах) по заказу владельного лица и служили зачастую обоснованием его власти, что приводило к ангажированности летописи в выгодном покровителю летописца ключе.

39. «Повесть временных лет» как источник по истории Беларуси. Возникновение местных летописных центров. Полоцкая летопись

ПВЛ – древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов. Доказан сложный характер ПВЛ, которая составлялась из различных источников. До нас дошло три редакции ПВЛ, представленные в двух основных летописных изводах – Лаврентьевском и Ипатьевском.

Первая редакция (совпадающий в обеих летописях рассказ о событиях до 1110 г.) была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. при киевском князе Святополке II (Михаиле).



Вторая редакция, зафиксированная сообщением в Лаврентьевской летописи (т.е. часть ЛЛ, отличная от ИЛ), была написана под руководством игумена Выдубицкого монастыря св. Михаила под Киевом Сильвестра в 1116 г. Причиной создания второй редакции было вокняжение на киевском «столе» Владимира Мономаха, после смерти в 1113 г. Святополка.

Третья редакция, отмеченная в Ипатьевской летописи (т.е. часть ИЛ, отличная от ЛЛ), была составлена анонимным монахом Киево-Печерского монастыря в 1118 г. Ее создание было вызвано стремлением монахов Киево-Печерского монастыря взять летописание в свои руки. Для второй и третьей редакции было характерно представление с хорошей стороны той ветви рода Рюриковичей, к которой принадлежал Владимир Мономах (его самого и отца Всеволода Ярославича).

Источниками «Повести» были Библия, устные предания (об апостоле Андрее, призвании варягов на Русь, «вещем» Олеге и др.), отрывки византийских хроник Иоанна Малалы и Георгия Амартола, жития святых, договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг. и др. Повесть содержит большой объем материалов по истории Беларуси: расселение славянских племен, первое упоминание Полоцка, сюжет с Рогволодом и Рогнедой и др. При этом ПВЛ не содержит сюжета о попытке убийства Владимира Рогнедой.

Белорусские летописи XII-XIII вв. не сохранились. Уверенно можно говорить лишь о летописании в Полоцке: Полоцкая летопись была утеряна уже в Новое время, но ее использовал для своей «Истории...» Татищев (п.п. XVIII в.), где он неоднократно цитировал летопись, где «много о полоцких, витебских и иных князьях написано». Основания говорить о летописании в Полоцке дает и Ипатьевская летопись, на что еще в 1868 г. указывал источниковед К. Бестужев-Рюмин. Затем эту точку зрения поддержали и иные российские историки того времени.

По мнению белорусского исследователя В.А.Чемерицкого летопись могла начинаться событиями вокняжения Василько Святославича в Полоцке (1132), а первые записи были сделаны в монастыре, основанном Ефросиньей Полоцкой, его сестрой. В центре внимания Полоцкой летописи была борьба за великокняжеский титул и междоусобицы.

Существование другой местной белорусской летописи, Новогрудской, в которой описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг., является гипотетичным. Ее следы, вероятно сохранившиеся в Галицко-Волынской летописи, могли быть рассказами Войшалка, который долго прожил на Волыни, летописцу. Поэтому про существование ее можно говорить крайне осторожно.







Сейчас читают про: