Факторы, влияющие на инновационную активность

Внешние Внутренние
Рыночные (спрос, конкуренция) Технологические (научно-технический прогресс) Государственные (инновационная политика) Научно-технический потенциал (научный задел, н/т персонал, оборудование и т.п.) Производство Маркетинг Финансы Менеджмент

Существую два подхода к оценке роли этих факторов

¨ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СПРОСА

¨ ТЕОРИЯ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СПРОСА - определяющим в развитии инновационных процессов является рыночный спрос.

Действительно, такие факторы, как совокупные рыночные спрос и предложение, уровень цен и, может быть главное - конкуренция, оказывают существенное влияние на направления и интенсивность развития инновационной деятельности. Исследования в Японии - 70 % от общего числа идей, удачно воплощенных в товарах, являлось результатом исследования рыночного спроса. В США - 75 % новых товаров стимулированы рынком.

Теория опирается на действующие потребности и существующие рынки, но не дает ответа на вопрос о направлениях развития науки и техники.

ТЕОРИЯ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ - учет факторов цикличности

Основана на идеях И.Кондратьева о циклических колебаниях экономической активности.

Долговременные циклические тренды (Кондратьевские циклы в экономике)

Экономическая активность

Депрессия Возрождение Процветание Рецессия


55 лет

Время

Инновации в экономическом развитии

Фаза Возрождение - большое число базовых (радикальных) технологических инноваций. Осуществляют преимущественно малые фирмы, молодые, гибкие. В результате образуется кластеры инноваций, которые способствуют экономическому росту.

В середине 70-х годов - базовые (радикальные) инновации имеют тенденцию к кластированию (группированию в определенном временном интервале). Им предшествуют серии открытий в науке.

Рост и процветание - снижение издержек, накопление производственного потенциала, удовлетворение спроса. Переход от рынка производителей к рынку потребителей. Технологически новая продукция стандартизируется (большая информированность потребителей, отсутствие радикальных изменений. На рынке все чаще встречаются лишь модификации новой продукции - псевдоинновации).

Спрос последовательно удовлетворяется. Промышленность становится менее привлекательной для инвестиций, деньги начинают вращаться на рынке капитала - Стагфляция.

Первая реакция производителей - сокращение затрат на исследования и разработки. Наблюдается рост безработицы. Государство осуществляет жесткий контроль за денежным обращением. Развивается инфляция.

Единственный путь - это стимулировать развитие новых инноваций.

[Содержание]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: