Новый стиль международного бизнеса

Начало глобализации международного бизнеса

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе шло, с чисто внешней точки зрения, просто по пути возрастания числа МНК, хотя уже в 70-е, и тем более 80-е гг., здесь наблюда­ется интересный качественный прорыв: в число крупнейших МНК входят фир­мы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития — глобализации.

МНК стали решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мульти­национального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию.

Болезненный период нащупывания пути эффективного взаимодействия в бизнесе в паре “бывшая колония—бывшая метрополия” (если, конечно, оно оставалось) в конце концов привел к пониманию двух главных истин, которые можно считать естественными основаниями международного бизнеса в эпоху национальных государств и, что называется, на все последующее время.

Первая из них состояла в том, что только тщательный учет взаимных, выгод и постоянное следование соответствующим выводам есть самая верная стра­тегия для эффективного взаимодействия в тандеме “бывшая колония—быв­шая метрополия”. Банальность этой истины с точки зрения бизнеса вообще очевидна — она исторически насчитывает ровно столько же тысяч лет, сколь­ко человечество вообще ведет какие-то экономические операции типа обмена. Но новое содержание ей придается уже в эпоху национальных государств сле­дующим обстоятельством: если “туземцы” готовы были в угоду оскорбленному самолюбию жертвовать экономической выгодой или то же самое ради собст­венных амбиций готовы были делать бывшие владельцы, то и те и другие сразу проигрывали в конкурентной борьбе некой третьей стороне. Ситуационно это могло выглядеть по-разному: в этом смысле поки­нувшие туземное производство зарубежные специалисты и менеджеры, кото­рых чисто по-человечески не устраивало откровенное хамство новых хозяев или даже угрозы их безопасности, делали это производство изначально некон­курентоспособным; но если то же самое они проделывали, не желая менять стиль и методы своего прежнего управления с учетом новых реалий, то на их место достаточно быстро находились предприниматели и менеджеры из дру­гих стран и т. д. И какой бы ни была ситуация, каждый раз виновные наказыва­лись чисто экономически.

Именно на основе этой первой истины и появляется вторая, которую можно считать реальным основанием возникновения настоящего международного менеджмента в рассматриваемый период: предприниматели и менеджеры из разных стран четко понимают, что серьезный учет культуры и национальных стереотипов поведения туземных партнеров делает их бизнес не только эко­номически более эффективным в данный момент, но и дает ему интересные перспективы, существенно обогащает его потенциал и в конечном итоге созда­ет, употребляя терминологию М. Портера, конкурентные преимущества су­щественно более высоких порядков.

Поскольку международный менеджмент органически форми­руется и развивается как система управления международным бизнесом фир­мы, то и все его сущностные черты и характерные особенности суть продолже­ние тех же черт и особенностей самого бизнеса. Или иначе: в фирменном менеджменте должно быть ровно столько же “международности”, сколько в бизнесе фирмы.




double arrow
Сейчас читают про: