Коммерческая эра (1500-1850 гг.)

Предпосылки развития международного бизнеса

Отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных (а не внутристрановых) операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента. Речь, таким образом, идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контек­сте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра — прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?

Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил амери­канский исследователь Р. Робинсон, который разделил историческое разви­тие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры. Приведем их краткие характеристики.

Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в.

Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с тор­говлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путе­шествий (особенно в ХУ1-ХУШ вв.), но сама возможность получения прибы­лей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним разви­валась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса — от инве­стиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхова­ние их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства). Нет нужды говорить и о том мощном толчке, который получила промышлен­ность европейских стран: от судостроения и металлообработки до переработ­ки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Анг­лия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затрону­ло практически все европейские страны. Здесь уместно отметить еще один важный момент, правда, несколько выходящий за рамки коммерческой эры.

Если суверенность и независимость биз­неса в его зарубежных операциях — характерная черта коммерческой эры, то тем не менее, уже в эти годы было положено начало и даны первые образцы серьезной политической и экономической поддержки властью зарубежных операций собственного бизнеса (достаточно вспомнить политику Англии в ХУ1-ХУ11 вв.). Естественно, что тем самым власть решала и собственные меж­дународные проблемы, хотя бы отчасти. А “зародышевый вариант” такого рода политики дал вполне зрелые плоды в новейшее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: