Определение организации как "самоуправляемой системы" необходимо для того, чтобы подчеркнуть разницу между управлением организацией в административно-командной системе (организация - объект управления, государство - субъект управления) и в рыночной экономике (организация сама и объект, и субъект управления). Создание организации и формирование ее внутренней среды во взаимосвязи с оценкой внешней среды ее бизнеса в условиях рыночной экономики должно происходить "снизу-вверх", т.е. сама организация, ее владелец или учредители определяют, изменяют и развивают внутреннюю среду в зависимости от состояния рынка, запросов потребителей, позиции конкурентов и т.д.
По форме внутренняя среда для всех организаций типовая и состоит из пяти взаимосвязанных и взаимозависимых переменных: цели, задачи, технология, структура, люди. Отличия заключаются в содержании этих переменных для каждой конкретной организации. Охарактеризуем современный прогрессивный, рыночный, "продвинутый" взгляд на эти переменные (табл. 1).
|
|
Таблица 1.
Характеристика внутренних переменных организации как самоуправляемой системы
Внутренняя переменная | Характеристика, "продвинутое" восприятие |
1. Миссия*, цели | Цели не должны ограничиваться краткосрочным и среднесрочным фокусом. Должны формироваться на основе миссии и стратегического планирования. Проблемы: 1) нестабильность отечественной экономики; 2) отсутствие или слабое использование стратегического менеджмента. |
2. Задачи | Постановка задач (производственных, технологических организационных, кадровых и др.) конкретизирует пути и способы достижения целей. Цели достигаются посредством решения поставленных задач. |
3. Технология | Наиболее эффективный способ преобразования исходных ресурсов в конечный продукт. Определенная технология присуща не только производственной подсистеме организации. Это и технологии управления персоналом, и технологии продаж, и информационные технологии. |
4. Структура | Экономичное, рациональное, гибкое сочетание горизонтального и вертикального разделения труда. В основе создания структуры лежит стратегия организации. Структура в каждый момент времени должна соответствовать текущей стратегии. Меняется стратегия (если того требует внешняя среда) - меняется и структура. |
5. Люди | Персонал - не ресурс организации, а источник ее благополучия. Необходимо создавать лояльность персонала. Российский психолог, бизнес-консультант К. Харский: "Сотрудника можно заставить выполнять правила и инструкции. Но придется содержать целый штат контролеров. Альтернатива - сделать так, чтобы верные и преданные сотрудники сами, по собственной воле беспокоились о благе и процветании своей компании… Лояльность сотрудников возникает, когда люди могут спрогнозировать будущее компании и оно им нравится, кроме того, им должен нравиться путь, которым компания стремится в завтрашний день". (www. loyalty-expert.ru.) |
* У современных менеджеров-практиков существуют различные взгляды на миссию как причину и главную цель существования организации.
|
|
По мнению руководителя одной известной российской интерьерной компании миссия состоявшейся успешной компании не должна в корне меняться. Корректировка миссии может расширить путь, по которому идет компания, не затрагивая основных принципов, установок, ценностей, которые связаны с конкретным видом деятельности, бизнесом, благодаря которому эта компания достигла успеха.
По мнению Александра Шнейдера, эксперта по комплексному стратегическому бизнес-развитию, основателя компании МВ Lab, Inc., председателя консультационного Совета по бизнесу при Конгрессе США (ashneider@ MBLab.com.): "Компания - это институт, созданный с единственной целью - приносить максимальную прибыль владельцам ее акций… При этом любой другой признак - выпускаемый продукт, рынок, персонал - может меняться без ограничений. Все компании производят одно и то же - благосостояние владельцев своих акций". В связи с этим А. Шнейдер считает, что в тех компаниях, где сотрудники являются владельцами пакетов акций, пусть минимальных, основное обязательство менеджмента перед ними - это максимальное увеличение ценности этих акций. Если это обязательство выполняется, то автоматически снимаются многие моральные проблемы, связанные, например, с увольнениями, реструктуризацией, распределением должностей. Далее А. Шнейдер делает заключение: "И если наиболее положительно на цене данной акции скажется продвижение по службе другого или даже увольнение данного сотрудника, то делая это, руководитель должен ощущать, что он действует в интересах этого "обиженного" сотрудника… Не случайно большинство американских компаний строит свои отношения с персоналом на стимулировании его акциями".