Франчайзинг как современный способ организации малого и среднего бизнеса

Форм предприятий.

Анализ характерных признаков организационно-правовых

Заполнить нижеприведенную таблицу.


  Характерные признаки Организационно-правовые формы предприятий
Частное предприятие Товарищество   ООО Акционерное общество Гос. предприятие
Полное Коммандитное ОАО ЗАО
1. Ограниченная ответственность              
2. Неограниченная ответственность              
3. Число голосов, пропорционально паю              
4. Число пайщиков ограничено, пай нельзя свободно продать              
5. Каждый член общества принимает участие в ведении дел              
6. Обязательна публикация отчетов о финансовом состоянии предприятия              
7. Кто владелец?              
8. Кто несет ответственность?              
9. Откуда берется капитал?              
10. Как распределяется прибыль?              

3.1. Понятие франчайзинга (франшизы).

Франчайзинг (франшиза) на Западе сегодня воспринимается как весьма распространенная форма малого и среднего предпринимательства конца XX начала XXI столетия, который дает ее держателю (фирме-франчайзи) гарантированный доход, выгоду. Для Украины это довольно новый способ построения бизнеса. Поэтому необходимо использовать западный опыт, касающийся преимуществ и недостатков франчайзинга, и использовать этот опыт при внедрении и развитии франчайзинга в странах постсоветского пространства, в частности, на Украине.

Франчайзинг - это согласованное объединение знаний, навыков, торговой марки собственника франшизы (фирмы-франчайзера) и капитала и предпринимательской энергии держателя франшизы (фирмы-франчайзи).

Можно сравнить франчайзинг с лизингом: собственник франшизы сдает в аренду на определенный срок определенный актив - как правило, нематериальный (знания и навыки, логотип) - взамен за вступительную плату и последующие взносы, которые зависят от результатов деятельности.

Держатель франшизы осуществляет свою деятельность как независимая хозяйственная единица за собственные средства, но обязан выполнять требования, определенные договором франчайзинга. На основе взноса франчайзи формируется персонал, капитал и доступ к информации.

На примере экономики стран Западной Европы франчайзинг предлагается как механизм организации быстрого и эффективного процесса приватизации. Очевидны постоянные усилия по пропаганде этой формы организации бизнеса. Франчайзинг обещает легкий выход на сложный рынок, получение интересного опыта, соответствующую переквалификацию. Показатель успеха для наилучших марок достигает 90%. В то же время, плохо подобранные франшизы дают такой же процент неудач, как и независимые малые и средние предприятия (более 80% на протяжении пяти лет).

3.2. Франчайзинг и информационная асимметрия.

Информационная асимметрия проявляется в том, что собственник франшизы обладает гораздо большим объемом информации, чем покупатель франшизы.

Законодательства западных стран (США, Франция, Канада) предполагают "выравнивание" этой асимметрии следующим образом. Потенциальный собственник франшизы (франчайзер) обязан предоставить по просьбе потенциального держателя франшизы (франчайзи) документ, в котором описывается детальная характеристика фирмы-франчайзера. Такой документ должен быть предоставлен на протяжении 10-20 дней до того, как держатель франшизы формально заключит контракт и до осуществления каких-нибудь выплат. Основные пункты этого документа (на примере США) приведены ниже:

1) информацию, позволяющую идентифицировать собственника франшизы;

2) данные, касающиеся профессионального опыта собственника франшизы, ключевых менеджеров фирмы-франчайзера;

3) описание системы, концепция деятельности;

4) описание каждого вида возможной поддержки со стороны собственника франшизы;

5) все обязательства, которые ложатся на плечи держателя франшизы;

6) статистические данные о деятельности держателей франшизы, с которыми уже завершился срок выполнения контракта или контракт был разорван;

7) характеристику учебных программ, организованных собственником франшизы;

8) финансовую информацию об организаторе системы.

Данный документ, коротко описанный выше, вмещает гораздо больше реальной информации о природе дела и специфическом и потенциальном риске, связанном с личностью собственника франшизы. Объем такого документа составляет 60-175 страниц.

Проблема состоит в том, что в большинстве стран обнародование таких данных не является обязательным. Поэтому собственник франшизы, как правило, находит много причин, чтобы избежать разглашения информации. То есть информация придерживается до момента, когда уже поздно что-то менять.

3.3. Механизмы, которые используются для защиты интересов держателей франшизы.

Риск держателя франшизы в той или иной степени можно снизить, используя следующие средства (см. табл.):

Средство Комментарии
1. Гарантия В данном случае это обещанные прогнозы будущих денежных потоков. Но в бизнесе вообще нельзя предлагать гарантию cashflow. Кроме того, заложенный финансовый результат зависит от природы предприятия, поведения собственника и действий держателя франшизы.
2. Страхование Держатель франшизы, который застрахуется, например, на случай банкротства имеет стимул оставаться инертным. Результат - неэффективность.
3. Заключения экспертов Практикуется при заключении договоров франчайзинга. Консалтинг этой деятельности развивается, хотя затраты на него достаточно высоки.
4. Реклама В ситуации отсутствия информации о деятельности франчайзера роль источника информации может играть реклама, но только в том случае, если эта реклама будет в большей степени информативной, чем увещевательной.
5.Репутация, имидж Стоимость акций фирм, которые котируются на бирже, обеспечивает более-менее правдивую информацию о репутации, качестве управления торговой сетью или системой. Однако, стоимость акций может не отражать сути и условий франшизы.
6. Сертификаты, аккредитация На Западе существуют организации (например, American Association of Franchisees and Dealers - AAFD), которые представляют интересы держателей франшизы, предлагая юридическую, учебную и информационную поддержку и выбивая привилегированные ставки оплат. Для того, чтобы увеличить собственное влияние, AAFD предлагает награды собственникам франшизы, назначение которых базируется на условиях Total Quality Franchising Award. Критерий - справедливое управление франшизой (?). AAFD также аккредитует собственников франшизы. Но, фактически, владелец франшизы, аккредитованный AAFD, не гарантирует успеха деятельности его системной единицы. AAFD не дает никаких гарантий.
7. Этический кодекс Такой кодекс призван регулировать поведение собственников франшизы. Должны быть определены стандарты "игры" с учетом влияния рынка. Многоуровневая система франчайзинга способствует тому, что франчайзи становятся очень уязвимыми в ситуациях, которые не зависят от их действий (например, банкротство собственника марки, который не выступал собственником франшизы). Франчайзи должны получить право на представление требований защиты марки перед франчайзерами. Проблему можно решить путем установления общих обязательных норм. Например, требование по недопущению конкуренции, которое выдвигает собственник франшизы, должно подписываться обеими сторонами.

Каким образом собственник части нематериальных активов (франчайзер) может завладеть поступлениями, к которым он не имеет отношения, и которые принадлежат активам франчайзи?

- Собственник франшизы получает взносы по пропорциональному принципу (royalty). Данный вид выплат соответствует налогу на объем продаж (3-5% с оборота). Такой вид налога предпочтительней для франчайзера чем налог с прибыли. Royalty минимизирует риски собственника франшизы, так как колебания объемов продаж значительно меньше, чем колебания размера прибыли.

- Собственник франшизы может установить запрет на приобретение держателем франшизы материалов на открытом рынке, а сам будет поставлять ему материалы по ценам высшим, чем рыночные.

- Собственник франшизы может заявить право на арендную плату, если он является собственником территории/недвижимости данной системной единицы. (Так работает McDonald's).

- Собственник франшизы обладает правом аннулирования контракта, если держатель франшизы не придерживается условий деятельности. Эти условия весьма раздутые и сформулированы в жесткой форме. Практически невозможно избежать случаев нарушения условий контракта в определенный момент. В то же время, контракт не включает положений, которые позволили бы держателю франшизы аннулировать контракт.

Таким образом, положения стандартного контракта о франчайзинге позволяют собственнику франшизы присвоить значительную часть выплат, заработанных отдельными системными единицами.

3.4. Преимущества и недостатки франшизы для ее собственника и

держателя.

Собственник франшизы (франчайзер)
Преимущества Недостатки
· ускорение торговой экспансии · уменьшение финансового риска · уменьшение маркетинговых затрат: стандартизация, эффект масштаба · поступления от вступительных взносов и выплат, пропорциональных объему продаж · поступления о продажи материалов, комплектующих, услуг, которые эксклюзивно поставляются держателю франшизы · преимущества переговорных процессов: центр, который представляет систему единиц, которые сотрудничают между собой под одной вывеской · ограниченные возможности контроля за держателями франшизы, риск отсутствия соблюдения условий контракта ("вольный слушатель) · риск воспитания будущего конкурента · "слишком быстрый" успех может вызвать послабление мотивации держателей франшизы · трудности в поддержании стандартов
Держатель франшизы (франчайзи)
Преимущества Недостатки
· минимизация стратегического риска за счет реализации идеи, отработанной и проверенной рынком · достаточно точное прогнозирование прибылей · специализированное обучение · маркетинговые преимущества, связанные с использованием марки собственника франшизы · инвестиционные привилегии · переоценка качества марки собственника франшизы · сдерживание собственной инициативы и необходимость получения согласия на проведение различных изменений · риск закупки материалов по повышенным ценам · риск попасть под дискриминацию относительно других единиц системы, собственником которых является сам собственник франшизы · возможна переплата за лицензию · риск отказа от продления контракта

Лекция 5. Основные направления деятельности менеджера организации: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, административный и социально-психологический менеджмент


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: