На сегодняшний день украинских учебников по менеджменту очень мало. Это учебники таких авторов как Н.М. Мартыненко, Ф.И. Хмель, В.И. Терещенко, И.И. Тимошенко, Н.П.Тарнавская, Р.М. Пушкарь. Эти учебники, в основном, анализируют и систематизируют опыт менеджмента, изложенный в книгах западных авторов - США, Англии, Германии, Японии и др. Фактически полностью отсутствует учебная литература, построенная на изучении, анализе, критической оценке современного отечественного бизнеса на примере конкретных отечественных предприятий. А опыт управления этими предприятиями в период перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям уникален и феноменален для науки и практики мирового менеджмента. К сожалению, в первую очередь, по объективным причинам - из-за закрытости, недоступности или недостоверности экономической информации в настоящее время весьма проблематично создать такие учебники. Поэтому единственным доступным для открытого изучения источником информации является отечественная периодика: журналы "Бизнес", "Менеджмент и менеджер", "Коммерсант", "Офис", "Синергия" и др. Еще одним источником информации о становлении менеджмента в переходный период является российская учебная, научная и периодическая литература. Существует достаточное количество российских изданий по экономике и управлению, основанных на анализе работы и проблем конкретных российских предприятий в настоящее время. А эти проблемы, безусловно, схожи с проблемами украинских предприятий по причине общего прошлого.
Таким образом, на сегодняшний день проблема создания цивилизованной системы управления рыночной экономикой - одна из главных проблем в Украине. При этом зарубежный опыт менеджмента нужно знать, анализировать, но не идеализировать возможности его внедрения без адаптации к социально-экономической ситуации в Украине.
Тем не менее, можно констатировать, что менеджмент в Украине, несмотря на проблемы и трудности, постепенно развивается. Есть успешный опыт менеджерской работы в финансовой, производственно-коммерческой, страховой сфере, в сфере образования, связи, теле-радио-коммуникаций, в туристическом, шоу-бизнесе, в рекламной деятельности. (Концерн "Правэкс", в состав которого входит мощный Правэкс-банк "вырос" из небольшой консультационной фирмы, основанной в 1991 году кандидатом юридических наук, народным депутатом Украины Леонидом Черновецким; история создания и развития "Приват-банка"; многих частных телевизионных каналов и радиостанций; отечественных производителей, начинавших с коммерции и ставших крупными корпорациями и т.д.)
Ниже приведена принципиальная схема управления рыночной экономикой в Украине.
Рис. 2. Принципиальная схема управления рыночной экономикой в Украине
| |
Международные и межгосударственные рынки
| |
Отечественные рынки: труда, капитала, товаров и услуг
| |
Негосударственный сектор экономики, производства, услуг и социально-правовых гарантий
| |
Государственный сектор экономики, производства, услуг и социально-правовых гарантий
| |
3. Концептуальные основы трансформации систем управления современными предприятиями (по материалам научно-практической конференции "Европейский выбор Украины: проблемы теории и практики реализации" Днепропетровский университет экономики и права, май 2003 г).
Особенности социально-экономических преобразований в Украине таковы, что отечественные предприятия пребывают в процессе двойной трансформации экономических отношений. С одной стороны это переход от административно-командной системы к рыночной экономике, который предполагает иной тип философии, культуры, мышления как руководителей, так и исполнителей. С другой стороны, в мировом масштабе происходит трансформация эры "индустриальной" ("Technology") в эру "постиндустриальную" ("Biology"). Новая эра вызвана принципиально новыми социальными, культурными, технологическими, политическими и экономическими процессами, научно-технологической революцией, интеграционными процессами в мировом сообществе. Новая эра означает переход от технических или механистических принципов построения и функционирования систем к системам, которые созданы и функционируют по принципу биологических, органических. Особое место здесь занимает построение и функционирование систем управления предприятиями и их подсистем: подсистемы стратегического управления и подсистемы операционного управления. В новых условиях сформировалась новая бизнес-среда, которая отличается высокой степенью динамичности, сложности и неопределенности, отсутствием четких ориентиров.
Прогрессивные методы управления, которые еще 20 лет назад считались революционными, сегодня уже не отвечают новым потребностям руководителей практиков или требуют адаптации, усовершенствования в современных отечественных экономических условиях. Назовем эти методы или, точнее, системы управления:
· Materials Requirements Planning - MRP ("Планирование материальных потребностей", внедрялся Джозефом Орлики из IBM; модификации - MRP II и ERP - Enterprise Resource Planning - "Планирование ресурсов предприятия");
· Just-In-Time - JIT ("Точно вовремя", зародился в Японии, в компании "Tojota");
· Total Quality Control - TQC ("всеобщий контроль качества"; в Америке с 1986 г. учреждена Национальная премия Болдриджа за достижения в разработке и эксплуатации систем управления качеством - ежегодно в США награждаются примерно пять компаний);
· Computer Integrated Manufacturing - CIM ("Интегрированные производственные системы")*;
· Flexible Manufacturing Systems - FMS ("Гибкие производственные системы)*;
· Factory Of the Future - FOF ("Завод будущего")*.
* Основаны на практически полной автоматизации.
Недостатком систем MRP является то, что они не учитывают специфические принципы работы тех или иных производителей.
Проблема усложняется необходимостью гармоничного совмещения технической и социальной подсистемы предприятия. Именно социальная подсистема - человек - становится тем звеном, которое сдерживает развитие всей, пусть самой современной, автоматизированной системы управления производством.
В таких условиях определяющим в жизнеспособности предприятия является наличие или отсутствие определенного потенциала. Под потенциалом предприятия следует понимать способность технической и социальной подсистем предприятия быстро и качественно создавать недостающие элементы системы, тем самым адекватно реагируя на изменения во внешнем и внутреннем окружении.
Например, инвестиционный потенциал предприятия - это не обладание финансовыми ресурсами, и даже не возможность их быстрого привлечения. Инвестиционный потенциал - это такой авторитет торговой марки, налаженный и, в то же время, гибкий технологический процесс, это качество продукции, которые позволяют предприятию производить трансформации: используемые ресурсы Þ готовая продукция Þ выручка от реализации Þ инвестиции.
Лекция 2. Организация как самоуправляемая система