Психологические модели

Психологические модели, разлагающие целое на компоненты, делят на компенсационные и не компенсационные. Первые предполагают, что плохая оценка одной характеристики может быть уравновешена хорошей оценкой другой характеристики. Методы второго вида отвергают это допущение. Большинство исследований восприятия основывается на линейно-компенсационном правиле. При этом исходят от двух компонентов - информации (автомобиль 1989г.) и оценки этой информации (это хорошо или плохо). Общая оценка получается в результате связи этих компонентов и суммирования результатов по всем характеристикам.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают продукты с точки зрения пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой

где Аj - субъективная пригодность продукта (отношение к продукту); Vi - важность мотива для потребителя; Iij - объективная оценка пригодности продукта j для удовлетворения мотива i;
n – количество мотивов.

Проблемы: мотивы, важные для продукта, часто бывает трудно определить, высказывания опрашиваемых не дают указаний на то, какие характеристики продукта должны быть изменены.

Моделей с идеальной точкой:

где Qj - оценка потребителями марки j; Wk - важность характеристики k (k = 1,..., n); Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей; Ik - идеальное значение характеристики k с точки зрения потребителей; r - параметр, определяющий при r = 1 постоянную, а при r = 2 убывающую граничную пользу.

Другой вариант этого метода - измерение степени удовлетворения потребности. При этом выясняется, какая величина характеристики ожидается потребителями и какая величина была воспринята в реальности. По этим данным строятся два профиля, представленные на рис.2. Степень удовлетворения покупателей продуктом можно определить по степени соответствия профиля требований и реального профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: