Медицина катастроф тема №2,10. Задачи, организационная структура и основы деятельности ВСМК. Медицинская служба ВС РФ в чрезвычайных ситуациях

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС, ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ РСЧС.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением руководителя ОИВ в преде­лах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

1. режим повседневной деятельности;

2. режим повышенной готовности;

3. режим ЧС.

В режиме повседневной деятельности РСЧС функциони­рует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится:

1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной сре­ды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территорий;

2. Планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения, а также по повышению ус­тойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

3. Совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;

4. Организации обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

5. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

6. Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится:

1. Формирование, при необходимости, оперативных групп для вы­явления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

2. Усиление дежурно-диспетчерских служб;

3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС;

5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий. Проверяются системы и средства оповещения и связи.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуще­ствляется из пунктов повсед­невного управления, а при необходимости - с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стаци­онарных);

Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится:

1. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

2. Определение границ зоны ЧС;

3. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

4. Организация работ по ликвидации ЧС.

Мероприятия этой группы выполняются поэтапно:

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС. С этой целью проводится:

- оповещение об опасности;

- использование средств защиты;

- устанавливаются режимы поведения (режимы защиты);

- эвакуации из опасных участков;

- оказание пораженным первой медицинской помощи.

На втором этапе выполняются АС и ДНР:

К аварийно-спасательным работам относятся:

- прекращение воздействия поражающего фактора ЧС

- розыск пострадавших;

- извлечение их из завалов;

- эвакуация из зоны ЧС;

- оказание первой медицинской и других видов помощи.

К другим неотложным работам относятся:

- локализация очага чрезвычайной ситуации;

- разборка завалов в очаге;

- укрепление конструкций, угрожающих разрушением;

- восстановление коммунально-энергетических сетей, линий свя­зи, дорог, мостов.

- проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезин­фекции и санитарной обработки людей.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедея­тельности населения в пострадавших районах. С этой целью прово­дится:

- восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

- восстановление коммунального обслуживания;

- снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

- возвращение временно эвакуированного населения;

- восстановление функционирования промышленных объектов.

Медицина катастроф (МК), как новое научно-прак­тическое направление в медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое приняты 30 государств.

Начало создания СМК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР № 339 от 07.04.90 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.

Вцелях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Прави­тельство РФ издало постановление № 420 3 мая 1994г. «О защите жиз­ни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных СБ, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено о создании в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.

Для дальнейшего развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья на­селения в ЧС.

Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, за 17 лет ее существования нашли отражение в новом «Положении о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 660 от 12 августа 2011г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: