Особенности бюджетного планирования в непроизводственной сфере

Бюджетное планирование непроизводственной сферы имеет свои особенности, отражающие специфику деятельности соответствующих отраслей. Эти особенности необходимо учитывать при разработке мероприятий по увеличению обеспеченности расходов и качественного уровня планирования.

Для выявления специфики бюджетного планирования непроизводственной сферы необходимо все ее учреждения разделить на группы, с учетом характера их деятельности методы организации управления и финансированию.

Исходя из этого в 1 группе – отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они организуют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования. Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источник покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т. е. денежные средства потребителей.

Во 2-ю группу необходимо включить отрасли, находящиеся на неполном хозяйственном расчете, т. е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций. Их услуги частично бесплатные.

В 3-ю группу следует отнести отрасли, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказанные ими услуги бесплатны для всех потребителей. Эта группа в наше время преобладает среди учреждений непроизводственной сферы.

К особенностям бюджетного планирования в непроизводственной сфере относятся:

1) планирование расходов на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений – это индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства – это сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различного уровня и по республиканскому бюджету;

2) базой для планирования является показатели по сети учреждений, штатам и контингентам. Расходы планируются на единицу сети, единицу обслуживаемого контингента или на штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию расходов предшествует этап расчета указанных показателей. Достоверное их отражение является основой реального планирования;

3) детализированное планирование осуществляется в расчете предметных статей, подстатей и элементов расходов с учетом экономической классификации расходов бюджетов РБ;

4) необходимость применения единых подходов к обоснованию затрат однотипных учреждений требует разработки норм и нормативов расходов;

5) объединение в непроизводственной сфере различных по функциональному назначению отраслей и учреждений требует учета множества отраслевых особенностей;

6) расположение учреждений непроизводственной сферы в различных регионах республики ставит их в неравнозначные условия функционирования, что требуется учитывать в процессе планирования расходов.

Знание специфики планирования в непроизводственной сфере позволяет правильно ориентировать его, повысить обоснованность расчетных показателей.

Сложившаяся в последние годы практика бюджетного планирования предусматривает выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам (конец 90-х – начало 2000-х гг.).

В начале 2000-х гг. с этой целью стал выделяться показатель, на основе которого определяется объем финансирования – норматив бюджетной обеспеченности на 1 жителя. Исчисляется Министерством финансов, утверждается ежегодно и отражается в законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Для определения реального объема финансирования, направляемого в отрасли непроизводственной сферы, необходимо учитывать ряд факторов, отражающих региональные особенности и условия функционирования непроизводственной сферы. Это отраслевая структура непроизводственной сферы; развитие сети учреждений, их мощность; состояние материально-технической базы; неравномерность распределения жителей по территориям и т. д.

Недостатки действовавшего порядка планирования бюджетных расходов на непроизводственную сферу в конце 90-х гг. состояли в следующем:

– величина норматива бюджетной обеспеченности определялась расчетным путем исходя из фактических затрат прошлых лет;

– не учитывались региональные различия в сложившейся сети учреждений непроизводственной сферы и в уровне обеспеченности населения их услугами;

– действовавший порядок планирования не учитывал различий в разрезе областей РБ;

– не учитывались различия в условиях функционирования учреждений непроизводственной сферы, такие как материально-техническая база, обеспеченность штатами, состояние зданий и сооружений и т. д.

– не учитывался такой фактор как неравномерность распределения жителей по регионам республики.

Действующий порядок определения объема финансовых ресурсов, направляемых в непроизводственную сферу, в определенной степени позволяет при планировании учесть один из важнейших факторов, влияющих на размер бюджетного финансирования, – численность жителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: