Ведущая роль в процессе адаптации принадлежит механизмам психики, обеспечивающим обратную связь организма со средой и прижизненное накопление навыков, умений и знаний

Механизмы адаптации

Генотипическое влияние на процесс развития наиболее ярко проявляется в наличии у человека врожденных рефлексов и инстинктов – достаточно жестко фиксированных поведенческих актов и целостных форм поведения (сосательный рефлекс, инстинкт материнства и т. д.), а также задатков – анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, лежащих в основе развития психических особенностей(способностей, темперамента и др.).

Рефлексы, инстинкты и задатки в ходе онтогенеза трансформируются и «встраиваются» в целостное индивидуальное поведение. Необходимо подчеркнуть, что генетически обусловленные характеристики, вопреки распространенному мнению, не являются чем-то неизменным. В ходе процесса развития одни гены как бы «включаются», другие – «выключаются». Особенно хорошо это видно на примере сензитивных периодов развития – интервалов онтогенеза, в течение которых развивающийся организм наиболее увствителен к определенным воздействиям окружающей среды (многочисленные «волчьи дети», попавшие в человеческое общество в возрасте старше пяти лет, имели серьезные трудности с усвоением речи именно потому, что был пропущен сензитивный период развития речевых механизмов).

Сензитивные периодыинтервалы онтогенеза, в течение которых организм наиболее чувствителен к определенным воздействиям среды.

С другой стороны, совершенно очевидно, что успешная адаптация индивида к изменяющейся окружающей среде невозможна без гибкого реагирования организма, а также без усвоения опыта предыдущих поколений, который не может быть закреплен генетически.

Первым из таких механизмов в ходе развития проявляется подражание –воспроизведение ребенком движений, действий, поведенческих актов других людей. Вплоть до конца дошкольного возраста, подражая старшим, ребенок усваивает действия с предметами, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Именно подражание лежит в основе наученияпроцесса формирования поведенческих актов, приспособленных к конкретным условиям среды. Отметим, что и подражание, и научение являются общебиологическими механизмами приобретения индивидуального опыта.

Специфически человеческим является социальное научениепроцесс превращения исторически сформированных, выработанных обществом способов поведения и знаний в различные формы индивидуального поведения.

Социальное научение осуществляется в различных формах:

– непосредственно-эмоциональное общение;

– предметно-манипулятивная деятельность;

– игра;

– воспитание;

– учебная деятельность;

– трудовая деятельность.

В ходе социального научения совершенствуются механизмы саморегуляции – на смену внешнему контролю поведения постепенно приходит самоконтроль.

Результатом социального научения является усвоение и активное воспроизведение человеком общественного опыта, системы социальных связей и отношений.

Именно таким образом обеспечивается новый, негенетический путь передачи информации от поколения к поколению, который иногда называют культурным наследованием. Эта форма передачи предполагает, в отличие от генетической, активность «носителей информации», в качестве которых в данном случае выступают сами люди.

Таким образом, ознакомившись с основными теоретическими и экспериментальными подходами к проблеме природной и социальной детерминации психического развития, можно констатировать, что на ранних этапах развития психологии были представлены две крайние точки зрения. Современная психология рассматривает человека как продукт совместного влияния обоих факторовгенотип определяет потенциальные пределы развития, от среды же зависит, насколько потенциал будет реализован в ходе развития.

5. Депривация. Виды депривации. Факторы депривации: Изоляция и сепарация Госпитализм

«Психическая депривация» – это психическое состояние, возникшие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

«Депривационная ситуация» – это такая жизненная ситуация ребенка, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя различно и вынесут из этого различные последствия, так как они вносят в нее раздельные предпосылки своей психической конституцией и имеющимся развитием своей личности.

Также в психологии выделяется понятие Фрустра́ция (лат. frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Депривация отличается от фрустрации тем, что при депривации человек ранее не обладал благом, которого и сейчас лишён (общение в высшем свете, большие деньги, велосипед). При фрустрации человек ранее хорошо знаком с благом, которое хочет получить вновь (еда, зарплата без задержки, уважение, супружеская верность, здоровье, социальная стабильность, живые близкие, собственная жизнь).

Приведем конкретно пример: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и ему предоставляется возможность играть с чем-либо, что ему нравится меньше. Депривация же возникает, если ребенку вообще не предоставляется возможность играть. Данное понятийное различие нам кажется важным, хотя в действительности будет иногда сложным точно отличить одно состояние от другого.

Выделяют четыре формы психической депривации:

I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Факторы депривации: Изоляция и сепарация

· Изоляция

Одним фактором при возникновении психической депривации является, следовательно, недостаточное поступление стимулов – социальных, чувственных, но также сенсорных, что происходит, когда ребенок живет в ситуации «социальной изоляции».

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с естественной предметной и, в частности, общественной средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он, следовательно, изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов.

При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворились, развиваться не будут, и что они останутся на совершенно первоначальном рудиментарном уровне.

При менее совершенной изоляции задержка и нарушение развития потребностей будут менее выразительными, так что можно предположить наличие плавных переходов причин и последствий, начиная с крайней патологии и вплоть до нормы.

Р. М. Зинг, выделил 3 вида изоляции:

а) одичавшие дети, которые убежали или которых выгнали в дикую местность и которые там самостоятельно выжили;

б) «волчьи» дети, которые были похищены и выжили с помощью домашних или диких животных(Камала и Амала, дети «Маугли»);

Прогноз реабилитации:

Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Если ребёнок воспитывался обезьянами, то процесс реабилитации проходит легче, а прогноз – благоприятнее, чем у детей, попавших в общество других животных. Однако это бывает крайне редко, так как крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы) избегают людских поселений; что касается обезьян более мелких видов (например, павианов), известны случаи, когда они похищали человеческих детёнышей, но не известно ни одного случая, когда ребёнок вырастал в их стае. Чаще всего «приёмными родителями» феральных детей действительно становятся волки, иногда — медведи.

в) дети, которых кормили люди, но которые в остальном были изолированы от человеческого общества в большинстве случаев преступными или умалишенными родителями.

· Сепарация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: