Ход урока. Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой «Подружки»

Задачи урока

Образовательные:

Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой «Подружки».

Научить понимать идею автора, оценивать поступки героев путём анализа произведения, ответов товарищей.

Обучение анализу и обобщению полученных знаний.

Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить.

Развивающие:

Развитие навыка выразительного, правильного и осознанного чтения.

Развитие памяти, мышления, логического мышления.

Развитие речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитание чувства взаимоуважения, умения придти на помощь в нужное время.

Формировать ценное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.

Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.

Оборудование и материалы:

Проектор (для просмотра презентации)

Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой.

Индивидуальные карточки для работы над совершенствованием техники чтения (работа над артикуляцией, дыханием, тоном речи, предупреждением регрессий глаз).

Пословицы о дружбе.

Карточки с названиями черт характера человека.

1. Организационный момент

– Сегодня мы с вами будем вести разговор о дружбе. Выясним, кто такой настоящий друг, умеете ли вы дружить друг с другом. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга, и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.

2. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы читали стихотворение А. Барто «Требуется друг». Давайте вспомним это замечательное стихотворение, и вы покажите насколько успешно вы выполнили домашние задание, изобразили портрет «друга».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать»

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявление «Срочно требуется друг».

Обсуждение зарисовок.

– Вспомните и назовите песни, в которых говорится о дружбе. Примерные ответы детей:

«По секрету всему свету»

«Когда мои друзья со мной»

«Вот что значит настоящий, верный друг»

«Улыбка»

«Вместе весело шагать»

«Дорога добра».

– Каким по-вашему должен быть настоящий друг? (Рассуждения детей).

3. Постановка цели урока

– Итак, продолжаем урок чтения. Какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке чтения, чему мы учимся на этом уроке?

Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством детской писательницы (родничок) – Нины Михайловны Артюховой, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, легких, добрых произведений разных жанров. Посмотрите на её портрет.

Показ слайдов.

Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Для отца Нины – известного книжного издателя потомственного почётного гражданина М.В. Сабашникова, литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Нина Михайловна закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах «Затейник», «Мурзилка». Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы «Маринка», «Светлана», сборники рассказов «Повести о детях», «Новые соседи», «Белая коза Альба», «Саша-дразнилка». Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов «Подружки».

Она создавала повести, рассказы, стихотворения. Все они по сей день излучают тепло, свет и безграничное добро. Во второй половине двадцатого века ее проза пользовалась большой популярностью. Рассказы писательницы помогают маленьким читателям видеть в мире добро, смеяться над своими ошибками, сохранять душевную чистоту. Нина Михайловна старалась создавать такие произведения, которые учили ребенка быть добрыми, справедливыми, смелыми и верными своему слову.

4. Изучение нового материала

Разминка.

– Перед тем как мы начнём читать нам необходимо потренироваться.

Игра «Недовольная лошадка»: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Игра «Сердитый лев»: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

Первичное чтение рассказа учителем.

Первичная проверка понимания.

– Скажите, является ли Галя Серебрякова отрицательным персонажем? Почему вы так считаете? (Ответы детей).

– Как вы понимаете слово «Дружба»? (Ответы детей).

5. Физкультминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

6. Закрепление нового материала

Беседа по вопросам и выборочное чтение учащимися.

– На сколько частей можно подразделить рассказ?

– Как можно озаглавить каждую часть?

– Кто является главным героем рассказа? Докажите.

– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Можно ли сказать что-то о характере девочек? Какими изобразил их художник?

– Какое количество уроков приводит автор?

– Прочитаем первый абзац и ответим на вопрос: почему девочки держатся за руки?

– О каком времени года говорит автор? Найдите описание в тексте.

– Почему Маруся покраснела, когда учительница попросила её читать?

– Почему Галя «захлёбывалась от удовольствия»?

– С какой целью Галя исправляла ошибки Маруси? Найдите в тексте эти эпизоды. Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Почему Ольга Андреевна не улыбнулась, когда Галя вновь сообщила ей об ошибке Маруси?

– Почему девочки после урока письма не шли вместе домой?

– Какие чувства испытывает Маруся?

– На каком этапе Галя поняла, что поступает неправильно? Почему она поменяла своё отношение к Марусе на вновь положительное? Найдите в тексте этот эпизод. Какие предложения нам указывают на то, что эти девочки подруги?

– Почему на этот раз Галя не стала исправлять ошибку Маруси?

– Какие предложения являются доказательством того, что девочки помирились?

– Что символизируют облетавшие листья?

– Почему автор говорит, что «это был удивительный день»?

– Почему автор говорит, что «для девочек эта осень была только началом»?

– Настроение начала рассказа и его конец совпадают? Как его описывает автор?

– Каким человеком на самом деле была девочка Галя?

– Давайте опишем ещё раз Галю. Какие черты характера у неё?

– Что ещё вы можете добавить?

7. Итог урока

– С каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор?

– О каких человеческих качествах заставляет подумать?

– Вернёмся к пословицам. Выберите ту, которая наиболее соответствует рассказу «Подружки»:

Карманы туги – так будут други.

Без беды друга не узнаешь.

Правду говорить – друга не нажить.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Друг познается в беде.

8. Домашнее задание

Пересказать рассказ «Подружки», придумать иллюстрацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: