Теория двухступенчатого потока массовой коммуникации

Межличностное общение в структуре СМИ

Очень важна и психологическая мотивация

Анализ психологической мотивации читательского выбора дает внутреннее объяснение причин контакта с аудиторией, с каналами, с отдельными ведущими программ.

Ч. Уинник (США) выделил 6 категорий мотивов обращения людей к телевидению:

1. получение информации (83%)

2. развлечение (82%)

3. стимулирование беседы (72%)

4. социальная интеграция в качестве «социального цемента» (67%).

5. сопровождение обычных дел (58%)

6. ради компании (57%).

Источниками сведений об аудитории в основном журналистам служат:

· Непосредственные контакты с аудиторией

· Письма в редакции и обращения

· Психологические и социально-психологические знания

· Социологическое изучение характеристик аудитории

В процессе распространения и восприятия социальной информации активную роль играет межличностное общение. Воздействие СМИ на личность, как правило, опосредствуется влиянием тех контактных малых общностей, в которые постоянно включен человек. Поэтому все более актуальной становится задача изучения опосредствующего влияния ближайшего социального окружения на восприятие личностью сообщений СМИ.

В ряду объективных микроусловий, предопределяющих результат влияния СМИ, значительное место занимает межличностное духовное общение, ибо в каналах общения активно протекает осмысление информации, поступающей к человеку из различных источников. Как показывают исследования, примерно каждый третий человек активно получает политическую информацию посредством межличностного общения наряду с официальными источниками.

Рассмотрим действие механизма межличностного общения с точки зрения его влияния на эффективность МК.

Малые группы в структуре аудитории СМК

Наибольшую роль в жизни человека играет микросреда – первичные контактный коллектив, малые контактные группы, «общественный опыт, нормы и ценности становятся достоянием личности, в первую очередь благодаря микрогруппе (или же СМК)», – отмечают немецкие исследователи.

После непосредственного контакта реципиента с сообщением действие полученной информации не заканчивается, а, скорее, только начинается: происходит усвоение, ведущее к становлению индивидуального мнения, затем обмен мнениями (или ретрансляция) в контактных группах, что сопутствует собственно формированию общественного мнения по данному вопросу.

Межличностное общение по поводу сообщений СМИ можно считать специфической формой коммуникативной активности аудитории.

Практика показывает, что содержание СМИ становится, как правило, предметом бесед в кругу семьи, коллег, друзей и т.п. Значит, непосредственным контактом человека со СМИ действие воспринятой информации не ограничивается – человек обдумывает ее, обменивается впечатлениями в своей микросреде, в результате чего складывается отношение к данной информации. Это отношение может совпадать или не совпадать с точкой зрения СМИ, чем, в конечном счете, и определяется результат контакта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: