Итак, личный социальный опыт является важнейшим фактором, детерминирующим отношение к СМИ.
Большую роль в восприятии СМИ играют установки. Удивительно ли, что материалы о вреде курения читают некурильщики (60%) и лишь 32% курящих, для которых и предназначена эта информация? Передачу для молодых мам в Америке смотрят бездетные семьи.
Между тем, сегодня складывается новая реальность – социальная, общественно-психологическая, коммуникативная, наблюдается тенденция к индивидуализации потребления, общения, мировосприятия. Читательская потребность удовлетворяется индивидуально, в некотором роде интимно – нам не нравится, когда заглядывают в нашу газету посторонние. Будто кто-то подглядывает, подслушивает. В конечном счете, каждый полагает, что газета выпускается только для него. (Это начинается с приобретения газеты). Во многих семьях включаются разные телевизоры, даже когда смотрят одно и то же. Общее явление дискомфорта в отношениях людей приводит к утрате коммуникативности. Это можно проследить по трансформированию способов проведения досуга молодыми людьми разных поколений.
Типология аудитории может быть построена и по таким параметрам, как образ жизни и характер занятий.
Читателей также могут объединять интересы, общие убеждения, взгляды, интеллектуальные привычки.
Учитывая социально-психологические характеристики, редакция строит информационную политику, опираясь на свой тип аудитории.
Зарубежные исследователи уделяют внимание и потенциальной аудитории, которая читает издание нерегулярно или вообще не читает. Анализируются причины, почему не читают, выявляются установки не-читателей. Например, психологические причины необращения к изданию были такие, как: боязнь получить новость, порождающую депрессию, отсутствие интереса, неспособность эффективно расходовать свободное время и др. (Мельник, с.62).
В результате исследований установлено, что мотивы и установки потребителя информации действуют уже на стадии поиска и выбора источника, весьма существенно сказываясь и на контакте с ним. Изучение мотивов обращения к СМИ – важнейшая исследовательская задача.
Есть мнение, что соц-демографические характеристики пора включать в подписную карточку.
В тех данных, которые получают социологи, выделяются два типа:
Те, которые прямым, видимым образом описывают систему взаимоотношений чел. Со СМИ. Это:
· длительность и регулярность обращения к источнику
· информационные интересы и ожидания
· реальная картина чтения
· удовлетворенность материалами и т.д.
и вторая группа – те данные, которые характеризуют людей как бы вне их аудиторной роли. Это:
1. система социальных позиций человека
2. жизненный опыт
3. особенности личности
4. ориентации, ценностные устремления, жизненные планы и т.п.
Помимо базовых характеристик аудитории – в основном это те, о которых говорилось выше, существуют ситуативные характеристики.
Это довольно быстро изменяющиеся характеристики, например, пики интереса к каналу, темам, программам. Это может быть связано со злобой дня, с ситуацией в мире или в регионе, в городе.
Если базовые характеристики можно использовать даже том случае, если они получены в ходе исследования другого издания, то ситуативные характеристики – всегда следствие каких-либо резких изменений.