Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к админ.ответственности

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Право на обращения в суд-общие положения:

-обращение в арб суд заинтересованного лица возможно в целях защиты как своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, так и прав и интересов других лиц, либо публичных интересов.

-обращение в арб суд должно осуществляется в порядке установленном арбитражным законодательством.

-отказ от права на обращения в арб суд недействителен.

В числе субъектов имеющих право на обращение в арб суд можно выделить 3 основные группы которые различаются между собой: характером защищаемого интереса и перечнем оснований для обращения в суд.

1.субъекты обращающиеся в суд в защиту частных интересов: организации, и.п, а в случаях прямо предусмотренных ФЗ физические лица не имеющие статуса и.п, иностранные лица, лица без гражданства, организации в том числе иностранные не имеющие статусы юр лица и тд. Данная категория субъектов имеет право на обращения в суд с данными требованиями: оспаривание нормативно правовых актов и не нормативно правовых актов и решении о привлечении к админ. ответственности.

2.вторая группа субъектов, которая осуществляет защиту публичных интересов: государственные органы, органы местного самоуправления, иной орган-субъект наделен властными полномочиями.

данная группа субъектов при обращении в арб суд обязана указать в чем именно заключается нарушение публичных интересов и во вторых сослаться на соответствующую норму ФЗ дающую им права на обращение в суд.

Меры-привлечение к админ. ответственности, взыскание обязательных платежей и санкций.

3.защита публичных интересов-прокурор. По категориям дел: об оспаривании нормативных и не нормативных актов в предпринимательской сфере и иные требования предусмотренные АНК РФ.

Перечень оснований обращения прокурора в арб суд закреплено в статье 52 носит исчерпывающий характер, однако анализ рядя норм других ФЗ и разъяснения пленума ВАС РФ, позволяет заключить о возможности инициирования прокурором и других категорий дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право прокурора на обращение в арб суд по делам о привлечении к админ. ответственности может быть реализовано по правилам статьи 52 АНК РФ, что указано в частности в постановлении пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года номер 2.

Единственной и универсальной процессуальной формой обращения в суд по делам админ. производства является заявление!

Иск-административный, публичный)- требование о защите прав и интересов субъектов публичных правоотношений в сфере эконом деятельности -содержание.

Заявление-форма обращения в арб суд по экономическим спорам и иным делам, возникающим из публичных правоотношений-форма.

Сроки реализации обращения в арбитражный суд:

-зависит от характера заявляемых требований

-устанавливается только ФЗ

-может быть восстановлен по ходатайству заявителя.

Состав суда.

По общему правилу дела возникающие из админ. и иных публичных отношений по общему правилу рассматриваются судьей единолично (в первой инстанции) за исключением случаев коллегиального рассмотрения дел прямо предусмотренных законом: об оспаривании нормативно правовых актов и дела подсудные ВАС РФ, суду по интеллектуальным правам.

К рассмотрению по админ. производству не привлекаются арб заседатели. Состав суда формируется только из профессиональных судей.

В вышестоящих инстанциях по пересмотру судебных актов дела так же рассматриваются в коллегиальном составе профессиональных судей.

Заявитель: организации и граждане, обращающиеся в арб суд с заявлениями и вступающие в арб процесс по этим заявлениям. (Ст.45)

Прокурор: обращающийся в суд с заявлением в случаях предусмотренных АНК РФ РФ(ст.52)

Государственный орган, орган мс, иной орган: обращается в суд в защиту публичных интересов с заявлением в случаях предусмотренных ФЗ (ст. 53).

Субъекты к которым предъявляются требования:

1)заинтересованное лицо(ст. 40, 197);

2)ответчик (ст. 46,47,48);

3)ответчик заинтересованное лицо

4)орган государственной власти, орган мс (193,199)

Специфика института доказывания и доказательств по делам админ. производства, может быть сведена к следующим основным положениям:

1)в отличии от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам возникающим из публичных правоотношений возлагается на субъекта наделенного властными полномочиями (гос. орган, омс) и должностное лицо.

Защита частных интересов-распределение обязанностей по доказыванию:

1- Властный субъект-должен доказать факт соблюдения закона, факт нарушения частным лицом закона

Частное лицо: должен доказать факт нарушения права(интереса), вправе опровергать доводы.

2- полномочия арбитражного суда в сфере доказывания.

-истребует доказательства по своей инициативе;

-выходит за пределы заявленных требований

-признает обязательной явку властных субъектов;

Все это зависит от судейского усмотрения (следственные начала процесса)

Специфика представляемых доказательств:

-из всех средств доказывания приоритете отдается письменным доказательства

-в качестве письменных доказательств обычно чаще всего принимаются официальные документы

-необходимые доказательства (те, без которых дело не может быть рассмотрено по существу)

Необходимые документы по делам админ. производства:

-дела об оспаривании норм и не нормативный правовой актов-оспариваемый акт;

-дела о привлечении к админ. ответственности-протокол об админ. правонарушении

1)Способ защиты (предмет иска).

По делам возникающим из админ. и иных публичных правоотношений формулировка предмета иска или публично правового способа защиты законных интересов определяется императивными предписаниями норм ФЗ для каждой отдельной категории дел.

Так если предметом спора является нормативный правой акт, то заявитель, в просительной части своего обращения должен указать, требования о признании нормативного правового акта не действующим.

Если предметом спора является не нормативно правовой акт то заявителем должно быть сформулировано требование о признании его недействительным.

Выбор способа защиты обусловлен спецификой публично-правового регулирования.

Публично правовые способы защиты предполагают изменение предмета иска или его основания.

2)Обеспечительные меры по делам админ. производства.

Применение обеспечительных мер по делам админ. производства возможно с учетом специфики заявленных требований и предположительного механизма исполнения судебного акта. Применительно к данным мерам конституционный суд указал: обеспечительные меры в админ. производстве не носит дискриминационного характера по отношению к какой либо стране в процессе, их применения осуществляется в рамках дискреционных полномочий арб суда на основе принципов состязательности и процессуального равноправия. Те обеспечительные меры которые указаны в статье 91 АНК РФ, могут применятся учетом специфики заявленных требований, а если применение этих мер невозможно, то арбитражный суд по ходатайству заявителя вправе применить и другие обеспечительные меры характерные для админ. судопроизводства.

Специальные обеспечительные меры в рамках админ. судопроизводства можно выделить следующие:

1)при оспаривании в суде ненормативных правовых актов, предполагает приостановление действия документы или действие оспариваемого решения, до разрешения дела по существу.(ч.3 ст.199, ч.3 ст.208 АНК РФ РФ)

2)ч.3 ст.193

3)приостановить действия решения налогового органа о взыскании налога, пени в части направления в банк инкассовых поручений на перечисление налога в соответствующий бюджет.

4)запрет налоговому органу производить безакцептное списание денежных средств со счета налогоплательщика;

5)запрет банку, обслуживающему налогоплательщика, списывать со счета налогоплательщика денежные средства;

6)запрет службе судебных приставов исполнителей совершать действия по исполнению решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

7)запрет налоговому органу, службе судебных приставов, банку, обслуживающему налогоплательщика, исполнять решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

Особенности примирительных процедур.

Примирительные процедуры-установленный арбитражным процессуальным законодательством порядок урегулирования спора самими сторонами или с участием других лиц, осуществляемый под контролем арбитражного суда.

-арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

-использовать примирительных процедур не ограничено стадиями их рассмотрения;

-АНК РФ содержит открытый перечень примирительных процедур;

Примирительные процедуры:

1)переговоры;

2)посредничество.

Оформление:мировое соглашение; отказ от иска; признание иска.

В процессуальной доктрине сложилось 2 основных и по сути противоположных друг к другу подхода в отношении законодательной возможности использования примирительных процедур и в частности заключения мирового соглашения по делам админ. производства: 1)невозможно; 2)возможно.

Примирительные процедуры по ряду категорий дел законом не допускаются. Невозможно: по делам об оспаривании нормативно правовых актов; по делам об админ. правонарушений.

Соглашение по налоговым спорам.

В целях разработки примирительных процедур по налоговым спорам выступают:

-фактическая целесообразность;

-специфика материально правовых отношений;

-Нормативно-правовая база: ст.61.

1)Особенностью несения судебных расходов является распространение такой льготы как освобождение от уплаты госпошлины всех категорий субъектов которые обращаются в арбитражный суд в защиты публичных интересов (ст.333.37 НК рф).

2)Госпошлина-ставки.

Особенности распределения судебных расходов:

1)государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке был освобожден истец, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размер удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.

2) льготы по уплате госпошлины имеют отношение только к случаям инициирования властными субъектами судебного разбирательства.

3)льготы по уплате госпошлины властными субъектами распространяется на все стадии рассмотрения дела.

4)например лицо, участвующее в деле, вправе взыскать сумму расходов на оплату услуг представителя.

Результатом рассмотрения дела возникшего из админ. и иных публичных отношений арб суд выносит решение по общим правилам главы 20 с учетом специальных положений, предусмотренных для каждой конкретной категории дел админ. производства разделом 3 АНК РФ РФ. В зависимости от по какой категории дел админ. производства вынесено решение оно будет характеризоваться одним или несколькими специфическими признаками:1)немедленное вступление в законную силу.2)подлежит немедленному исполнению;3)на решение по делам админ. производства не выдается исполнительный лист.

Немедленное исполнение решения:1)обязательное (ч.2 ст. 182).

1. Сущность производства по делам о привлечении к админ. ответственности.

2. Право на обращение в суд и порядок его реализации.

3. Особенности судебного разбирательства.

4. Решение арбитражного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: