Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. 4 страница

Как это разъяснено в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» в общем случае плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. № 930/10 дополнительно отмечается, что плательщиком земельного налога может быть признано лицо, чье право удостоверено свидетельством о регистрации в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122–ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а в случае, если указанные права возникли до момента вступления в силу данного Закона, – государственным актом, свидетельством или другими документами, удостоверяющими права на землю, которые согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137–ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Кроме того, в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. № 14363/12 разъяснены особенности возникновения прав на участки под многоквартирными домами: по земельным участкам, сформированным до введения в действие ЖК РФ, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 1 марта 2005 г. По земельным участкам, сформированным после введения в действие ЖК РФ, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких–либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.

Соответственно, возникновение обязанности по уплате земельного налога не является следствием фактического использования земельного участка. В постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 8251/11 разъяснено, что фактическое пользование земельным участком, не принадлежащим лицу на каком–либо праве, в силу требований ст. 388 НК РФ, определяющей круг плательщиков земельного налога, а также ст. 65 ЗК РФ, закрепляющей принцип платности землепользования, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. № 14547/09 рассмотрена ситуация, в которой покупатель недвижимости, имея право на приобретение земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, не оформлял своих прав, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя расходов по его содержанию на лицо, владеющее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку в силу закона к покупателю здания перешло право пользования земельным участком, но в отсутствие государственной регистрации права он не мог быть плательщиком земельного налога, он обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить владельцу участка расходы по уплате земельного налога.

Другой пример – в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. № 11401/09 рассмотрена ситуация, в которой одно лицо продало другому лицу недвижимое имущество, расположенное на муниципальном земельном участке, но продавец еще некоторое время юридически числился землепользователем и уплачивал с участка земельный налог. Муниципальное образование обратилось в суд с требованием к покупателю недвижимости об уплате неосновательного обогащения в виде неполученной арендной платы. Суд посчитал такое требование необоснованным, поскольку земельный налог с участка за данный период уже был уплачен, пусть даже и другим лицом (продавцом недвижимости). Иной подход изложен в постановлении Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. № 5934/11: фактическая уплата земельного налога некоторым лицом за налогоплательщика не прекращает обязанности по уплате налога у самого налогоплательщика.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12790/13 указанная позиция уточнена: в ситуации, рассмотренной в упомянутом постановлении от 23 марта 2010 г. № 11401/09, во взыскании неосновательного обогащения с приобретателя земельного участка было отказано в целях предотвращения неосновательного обогащения муниципального образования, в бюджет которого и по зависящим от него же причинам произвел уплату земельного налога за короткий период переоформления прав продавец участка, являвшийся ранее плательщиком этого налога как зарегистрированный правообладатель.

Участие в сделках по отчуждению земельного участка публично–правового образования усложняет ситуацию. В постановлении Президиума ВАС РФ от 10 ноября 2011 г. № 8472/11 рассмотрена ситуация, в рамках которой ОАО арендовало земельный участок у публично–правового образования; впоследствии заключило договор купли–продажи данного участка, но право собственности на него не оформило. По мнению Суда, земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Покупатель (бывший арендатор) до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога и поэтому обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате этого налога. Вместе с тем, поскольку публично–правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Таким образом, обязательство общества по внесению арендной платы, возникшее из ранее заключенного между сторонами договора аренды, сохраняется до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Данная правовая позиция впоследствии была воспроизведена в п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» и в определении КС РФ от 5 марта 2013 г. № 436‑О.

Достаточно подробное интегральное разъяснение содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12790/13. По мнению Суда, установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение), и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер. Земельный налог подлежит зачислению в бюджет соответствующего поселения, а не муниципального района, контроль за его уплатой осуществляют налоговые органы, которые обладают полномочиями по принудительному взысканию неуплаченного налога обладателями зарегистрированных, ранее возникших и перешедших в порядке универсального правопреемства вещных прав на землю (ст. 10, 61 БК РФ, ст. 30, 31 НК РФ). Арендная плата за земельные участки уплачивается в бюджет того публичного образования, от имени которого компетентным органом заключен договор аренды. Соответственно, неуплаченная арендная плата взыскивается с неисправных арендаторов арендодателями как представителями собственника. Такая арендная плата представляет собой доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относится к неналоговым доходам бюджетов, причем каждое муниципальное образование, в том числе муниципальный район и городское поселение, имеет свой бюджет (ст. 15, 20, 41 БК РФ). Неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, взыскивается в судебном порядке по искам органов, уполномоченных от имени собственника распоряжаться соответствующими землями на основании земельного законодательства. Поэтому суммы присужденного неосновательного обогащения направляются в бюджет того публичного образования, которое уполномочено на распоряжение землей.

Объект налогообложения в силу п. 1 ст. 389 НК РФ – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт–Петербурга), на территории которого введен налог.

При рассмотрении объекта налогообложения как юридического факта, объект налогообложения земельным налогом – факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 389 предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Кроме того, ст. 395 НК РФ предусматривает федеральные налоговые льготы. Так, освобождаются от налогообложения организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Предельные налоговые ставки установлены в п. 1 ст. 394 НК РФ:

– 0,3 % – в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно–коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно–коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

– 1,5 % – в отношении прочих земельных участков.

К примеру, постановлением городской Думы Н. Новгорода «О земельном налоге» предусматривается широкий спектр конкретных налоговых ставок, в том числе ставки установлены в размере:

– 0,25 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Нижнем Новгороде и используемых для сельскохозяйственного производства (в том числе земельные участки личных подсобных хозяйств, индивидуального огородничества, сенокошения, животноводства, земельные участки коллективного огородничества);

– 0,2 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением земельных участков под домами индивидуальной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно–коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно–коммунального комплекса);

– 0,3 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство;

– 0,001 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков под объектами гражданской авиации.

Исчисляется земельный налог:

– организациями и индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности) – самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);

– налоговыми органами – для прочих физических лиц (п. 3 ст. 396 НК РФ).

Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению участках и об их владельцах, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, в п. 9.2 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случае, если указанные сведения ранее в налоговые органы не представлялись.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

К примеру, в п. 4 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге» установлены отчетные периоды для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями: первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года.

Срок уплаты земельного налога предусмотрен, к примеру, в п. 5.1 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге». По истечении налогового периода налог уплачивается:

– налогоплательщиками – юридическими лицами и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями – в срок до 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

– налогоплательщиками – физическими лицами – 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 397 НК РФ, п. 5.2 постановления городской Думы города Н. Новгорода).

Налогоплательщики – организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Постановление городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге» предусматривает местные налоговые льготы. Пункт 8 данного нормативного правового акта предоставляет льготу в виде освобождения от налогообложения по земельному налогу ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Следует отметить, что величина земельного налога зависит, очевидно, от норм законодательства о налогах (гл. 31 НК РФ и в приведенном примере – постановление городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге»). Однако существенное влияние на размер данного налога оказывает кадастровая стоимость земельных участков, которая, как было показано ранее, устанавливается органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. В то же время, нормативные акты, которыми устанавливается кадастровая стоимость земельных участков, для целей регулирования налоговых правоотношений вступают в силу так же, как и акты налогового законодательства (постановление КС РФ от 2 июля 2013 г. № 17‑П, определения КС РФ от 3 февраля 2010 г. № 165‑О‑О, от 24 февраля 2011 г. № 156‑О‑О), то есть, не ранее, чем через месяц с момента официального опубликования. Кроме того, неоправданно высокая (нерыночная) кадастровая стоимость земельных участков может быть оспорена (определения КС РФ от 1 марта 2011 г. № 274‑О‑О – № 281‑О‑О, постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться, например, вследствие изменения вида разрешенного использования участка, в т.ч. в течение налогового периода. В этом случае размер земельного налога также изменится с момента регистрации изменений (постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12). Кроме того, исходя из постановлений Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. № 5743/10 и от 20 ноября 2012 г. № 7943/12, применительно к земельному налогу вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. Соответственно, сведения из государственного земельного кадастра могут опровергаться заинтересованным лицом.

7.2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на имущество физических лиц является местным прямым налогом, урегулированным на федеральном уровне Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц». Во вторую часть НК РФ нормы об этом налоге в виде отдельной главы в настоящее время не включены.

Представительные органы местного самоуправления (законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт–Петербурга) при введении налога в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» обязаны определить ставку налога в пределах, установленных в данном Законе.

Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы и Санкт–Петербурга) вправе в т.ч. определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости, в том числе, от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент–дефлятор и типа использования объекта налогообложения (п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ); установить местные налоговые льготы (п. 4 ст. 4 рассматриваемого Закона РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период, срок уплаты) регулируются Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» и не могут изменяться местным органом власти.

К примеру, на территории Н. Новгорода действует постановление городской Думы города Н. Новгорода от 22 декабря 1999 г. № 69 «О ставках налога на имущество физических лиц».

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 1 указанного Закона РФ).

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами; сам по себе статус предпринимателя принципиального значения не имеет. Данное обстоятельство подтверждено в определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. № 310‑О‑О.

Объектами налогообложения согласно ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» являются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на перечисленные виды имущества.

Соответственно, с научной точки зрения объект налогообложения по указанному налогу можно рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами недвижимого имущества.

Федеральные налоговые льготы предусмотрены в ст. 4 указанного Закона РФ. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в том числе пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 2).

Налоговая база, как следует из п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», – это суммарная инвентаризационная стоимость имущества, с учетом коэффициента–дефлятора. При этом используются последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется без учета коэффициента–дефлятора (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 306‑ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2013 г. № 652 «Об установлении коэффициентов–дефляторов на 2014 год» соответствующий коэффициент–дефлятор не установлен, вследствие чего, по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ, за 2014 год налог также должен исчисляться без учета коэффициента–дефлятора.

Предельные налоговые ставки дифференцированы согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества:

– до 300 тыс. руб. (включительно) – до 0,1 % (включительно);

– свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) – свыше 0,1 % до 0,3 % (включительно);

– свыше 500 тыс. руб. – от 0,3 % до 2 % (включительно).

В определении КС РФ от 22 октября 2008 г. № 810‑О‑О отмечается, что как это следует из ст. 3 рассматриваемого Закона РФ, предусмотренные в ней налоговые ставки имеют минимальный и максимальный пределы, они дифференцированы законодателем в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и образуют прогрессивную шкалу налогообложения. Конкретные ставки данного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных указанным Законом.

К примеру, конкретные налоговые ставки предусмотрены в п. 1 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О ставках налога на имущество физических лиц». Они составляют при стоимости имущества:

– до 300 тыс. руб. (включительно) – 0,04 %;

– от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) – 0,1001 %;

– свыше 500 тыс. руб. – 0,3001 %.

То, что налог на имущество физических лиц предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией и исчисляется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, может привести к тому, что несколько сособственников одного облагаемого объекта будут уплачивать со своих равных долей разные суммы налога. Например, на территории города Н. Новгорода двое сособственников владеют в равных долях квартирой с инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб., а один из них дополнительно владеет гаражом с инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. В этой ситуации первый сособственник уплатит со своей доли квартиры налог в сумме 120 руб. = 300 тыс. руб. х 0,04 %. Поскольку у второго сособственника суммарная инвентаризационная стоимость облагаемого имущества составляет 400 тыс. руб., он будет уплачивать налог по другой ставке – 0,1001 %. Соответственно, с его доли квартиры налог составит 300,3 руб. = 300 тыс. руб. х 0,1001 %. Однако, в определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. № 152‑О‑О такое регулирование не было признано неконституционным. Суд отметил, что в условиях действия прогрессивной шкалы обложения данным налогом законодательство обеспечивает возложение равного налогового бремени на физических лиц – собственников равного по стоимости имущества, состоящего из разного количества объектов, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Исчисляется налог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц») с направлением налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 указанного Закона РФ).

Для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах. Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, в п. 9.1 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Однако, исходя из п. 2 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», федеральный законодатель для целей рассматриваемого налога «зафиксировал» данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, и, по всей видимости, путем последовательного увеличения коэффициента–дефлятора планирует периодически и единообразно увеличивать налог по всей стране, не требуя на местном уровне новых переоценок инвентаризационной стоимости.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Срок уплаты налога на имущество физических лиц: не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 рассматриваемого Закона РФ).

К примеру, п. 2 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О ставках налога на имущество физических лиц» предусматривает местные налоговые льготы, в том числе освобождены от уплаты налога дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; члены семьи военнослужащего, проходящего службу по призыву.

Величина налога на имущество физических лиц, как и земельного налога, зависит от некоторой учетной стоимости облагаемого имущества (для налога на имущество – инвентаризационная стоимость, скорректированная на коэффициент–дефлятора), устанавливаемой органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. Однако, исходя из определения КС РФ от 6 декабря 2001 г. № 258‑О, учетная стоимость облагаемых объектов недвижимости не должна превышать их рыночной стоимости.


Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

8.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) является прямым налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.1 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. и единообразно применяется на всей территории России.

Налогоплательщиками ЕСХН согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В качестве общей нормы установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

В п. 3 ст. 346.2 НК РФ определено, что именно относится к сельскохозяйственной продукции. В качестве общего положения установлено, что к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. В развитие данного положения принят Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: