double arrow

Занятие 4. 1. Организационный момент.[Развитие зрительного восприятия и внимания


Ход занятия

1. Организационный момент.[Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в име­нительном падеже единственного числа).]

Логопед приветствует детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат мелкие предметные картинки по пройденным лексическим темам.

Логопед. Сегодня для того, чтобы войти в кабинет, вы должны получить билет. Билетом будет картинка с изображением мебели. Выберите по очереди по одной картинке.


Дети выбирают картинки и проходят к столу.

Логопед. А теперь назовите свои картинки и расскажите, какого цвета ваша мебель, например: белая тумба.

1-и ребенок. Зеленый диван. (Садится за стол.)

2-й ребенок. Красное кресло. (Садится за стол.)

3-й ребенок. Желтая кроватка. (Садится за стол.)

4-й ребенок. Синий стул. (Садится за стол.)

Логопед. Молодцы! Сложите картинки в корзинку.

2. Рассказ-описание о стуле.[Развитие речевого слуха, памяти, связной речи.]

Логопед помещает на наборное полотно крупную предметную картинку с изображением стула.

Логопед. Что вы видите на картинке?




Дети. Это стул.

Логопед. Сейчас я покажу по порядку части стула, а вы их назовете. Начните ответ со слов «у стула есть...».

Логопед показывает, а дети по очереди называют части стула.

1-й ребенок. У стула есть сиденье.

2-й ребенок. У стула есть спинка.

3-й ребенок. У стула есть ножки.

Логопед. Помните стихотворение про стул, которое мы учили в младшей группе? Давайте расскажем его все вместе.

Это стул. Сиденье, спинка, А на спинке две картинки, А еще четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке.

Для чего нужен стул? Начните ответ со слов «на нем...».

Дети. На нем сидят.

Логопед. Сейчас я повторю рассказ о стуле, а вы будете вни­мательно слушать его. Это стул. У него есть сиденье, спинка, ножки. На стуле сидят. Попробуйте повторить мой рассказ. Сна­чала скажите, что нарисовано на картинке. Потом перечислите части стула. Напомните нам, для чего он нужен.

1-й ребенок. Это стул. У него есть сиденье, спинка, ножки. На стуле сидят.


Рассказ по очереди повторяют все дети. Логопед, если нужно, оказывает необходимую помощь.

3. Игра «Подбери пару».[Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа имен существительных в именительном падеже).]

Логопед раскладывает на столе парные предметные картинки: на одной карточке изображен один предмет, на другой — много таких же предметов.

Логопед. Что вы видите на картинках?

Дети. Это мебель.

Логопед. Выберите по две картинки, на которых нарисова­ны одинаковые предметы, на первой картинке один предмет, а на второй — несколько предметов. Назовите картинки.



1 -и ребенок. Стол — столы.

2-й ребенок. Диван — диваны.

3-й ребенок. Полка — полки.

4-й ребенок. Кровать — кровати.

Логопед. Молодцы! Отлично справились с заданием. По­хлопайте себе.

4. Работа в тетради №1.[Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа).]

Логопед раздает детям открытые на с. 17 тетради, ставит на стол коробку с карандашами.

Логопед. Что мы будем раскрашивать сегодня?

Дети. Кресло.

Логопед. Какие части у кресла?

Дети. Сиденье, спинка, ножки, подлокотники.

Логопед. Послушайте стихотворение про кресло и подскажите мне недостающее слово.

Это бабушкино кресло

Починить попросим плотника,

Потому что кресло старое

И давно без...

Дети. ...Подлокотника.


Логопед. Правильно. Возьмите простые карандаши и нарисуйте подлокотник.

Дети рисуют подлокотник. Если задание оказывается сложным для них, логопед помогает детям.

Логопед. Теперь возьмите желтый карандаш и раскрасьте все деревянные части кресла. А любым другим карандашом раскрасьте сиденье и спинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, постановкой руки, оказывает необходимую помощь, а потом оценивает работу каждого воспитанника.

5. Подвижная игра-эстафета «Кто скорее?»[Развитие ловкости, подвижности, координации движений.]

Логопед предлагает детям выйти из-за стола, делит их на две команды по два человека. Для этой игры на полу начерчены мелом две дорожки шириной 30 см каждая. В начале каждой дорожки стоит столик, а в конце — стульчик. На каждом столике лежат по четыре игрушки.



Логопед. Сейчас мы проведем соревнование между коман­дами. Каждая команда должна перенести игрушки со стола на стул, двигаясь быстро и ровно по дорожке. Можно брать только по одной игрушке. Переносить их нужно по очереди. Откуда вы будете брать игрушки?

Дети. Со стола.

Логопед. Куда вы их будете ставить?

Дети. На стул.

Логопед. Сейчас я сосчитаю до трех, и вы начнете соревно­вание.

Дети выполняют задание, а логопед следит за правильностью выполнения.

6. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционного праксиса.]

Дети под руководством логопеда выполняют перед зеркалом несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Для создания эмоционального положительного фона логопед по-преж­нему использует для зрительной опоры занимательные игрушки или яркие картинки. Педагог обязательно следит за посадкой детей, позволяет детям отдохнуть и расслабиться после выполнения


каждого упражнения, напоминает о необходимости проглотить слюну.

1. Дыхательная гимнастика. Упражнение 3.[Развитие речевого дыхания.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. Ложитесь на ковер на спину, левую руку положите на живот, а правую руку — на грудь. По моей команде вы будете делать вдох и посылать воздух в животик, чтобы он надулся. По команде вместе со мной вы будете выдыхать воздух и считать до пяти, чтобы животик втянулся.

Упражнение выполняется 3—4раза.

8. Упражнение «Живые звуки».[Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.]

Логопед предлагает детям встать в непроизвольном порядке на ковре. Перед ними на полу лежат две пары обручей. В паре желтый обруч находится слева, красный — справа.

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Девочки будут звуком А, мальчики будут звуком У. Я буду петь звуки. Первый «звук» будет занимать место в желтом обруче, а второй звук будет занимать место в красном обруче. Будьте внимательными. Ау!

Девочки занимают место в желтых обручах, а мальчики — в красных.

Логопед. Молодцы! Спойте свои звуки по очереди. Сначала поют звук девочки, потом — мальчики.

Девочки. А...

Мальчики. ...У.

Логопед. Выходите из обручей и внимательно слушайте меня. Уа!

Мальчики занимают места в желтых обручах, а девочки — в красных.

Мальчики. У...

Девочки. ...А.

Логопед. Как хорошо вы справились с трудным заданием! Похлопайте себе.

9. Упражнения с массажными мячиками.[Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]


Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.

10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, оценивает деятельность каждого из детей.

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель». Обучение отгадыванию загадок со зрительной опорой. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами).

Коррекционно-развивающие цели.Развитие диалогической речи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование.Предметные картинки с изображениями мебели, предметные картинки, изображения на которых начинаются со звуков [а], [у], мяч.

Предварительная работа.Чтение стихотворений К. Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр»; С. Маршака «Кошкин дом».







Сейчас читают про: