Занятие 3. 1. Организационный момент.[Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными)

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие зрительного восприятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке — плоскостные изображения чашек разных цветов.

Логопед. Чтобы войти в кабинет, вы должны выбрать по одной чашке.


Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором лежат плоскостные изображения блюдец тех же цветов.

Логопед. Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

Дети находят блюдце соответствующего цвета. Кладут рядом с ним свою чашечку и садятся на стул, поставленный рядом с этим местом.

Логопед. Садитесь. Расскажите, посуда какого цвета у вас.

1-й ребенок. У меня желтая чашка и желтое блюдце.

2-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.

3-й ребенок. У меня синяя чашка и синее блюдце.

4-й ребенок. У меня зеленая чашка и зеленое блюдце.

Логопед. Молодцы! Все правильно сделали. (Убирает «посуду» со стола.)

2. Игра «Разбитая чашка». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками (рис. 9) и предметные картинки к ним.

Логопед. Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Помогите мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно.

3. Игра «Куклы принимают гостей». [Совершенствование грамматического строя речи (обучение суффиксальному способу словообразования). Развитие диалогической речи.)

Логопед достает двух кукол разного размера и сажает их на стол.

Логопед. Давайте поиграем с куклами. Вот это Катя. А это Анечка. Сравните их.

Дети. Катя большая. Анечка маленькая.

Логопед. Правильно. У меня есть большая мебель для Кати и маленькая мебель для Анечки. Давайте расставим мебель и назовем ее. Мебель для Анечки называйте ласково, ведь она маленькая.

Логопед ставит на стол два кукольных комплекта мебели. Дети расставляют мебель и комментируют свои действия.

1-и ребенок. Это стол.

2-й ребенок. Это столик.

3-й ребенок. Это стул.

4-й ребенок. Это стульчик.

Рис. 9.

Логопед. Правильно. Посадите Катю за стол, а Анечку за столик. (Достает два кукольных сервиза.) Давайте накроем стол для Кати и Анечки. Расставляйте посуду и называйте ее. Маленькую посуду называйте ласково.

1-й ребенок. Это чашка.

2-й ребенок. Это чашечка.

3-й ребенок. Это ложка.

4-й ребенок. Это ложечка.

1-й ребенок. Это тарелка.


2-й ребенок. Это тарелочка.

Логопед достает двух игрушечных мишек разного размера. Логопед. Правильно. К куклам пришли в гости Миша и Мишенька. Они принесли куклам подарки. Расскажите, что это.

3-й ребенок. Это ваза.

4-й ребенок. Это вазочка.

Логопед. Пусть куклы и их гости пьют чай, а мы пойдем поиграем.

4. Подвижная игра «Посуда». [Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.] Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник, Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».
Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

5. Общая артикуляционная гимнастика. [ Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить 3—4 наиболее сложных упражнения. Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения детям предоставляется возможность отдохнуть и проглотить слюну. Артикуляционная гимнастика по-прежнему проводится с использованием игрушек или предметных картинок.

6. Упражнение «Подуем на чай». [Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков, раздает им плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.


Логопед. Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

7. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематиче­ского восприятия.]

Логопед предлагает детям вернуться к столу и раздает детям контейнеры с кружками.

Логопед. Сейчас я буду петь гласные звуки. Вы помните, что мы обозначаем их красными кружками. Вы будете выкладывать перед собой столько кружков, сколько звуков я спою. Слушайте внимательно: [а], [у], [ау], [уа], [ауа].

Дети выкладывают перед собой каждый раз столько кружков, сколько гласных звуков спел логопед. После того как логопед проверит, правильно ли они определили количество звуков, дети (по показу или предложению логопеда) убирают выложенные кружки.

8. Игра «Что лишнее?» [Развитие зрительного внимания, диалогической речи.]

Логопед ставит на наборное полотно 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Логопед. Игра, в которую мы будем играть, называется «Что лишнее?» Что вы видите? Перечислите картинки.

Дети. Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Логопед. Что здесь лишнее и почему?

Дети. Лишний мяч. Он — игрушка.

Логопед. А все остальное?

Дети. Посуда.

Логопед. Правильно. Назовите следующие картинки. (Ста­вит на наборное полотно новый комплект: чашку, тарелку, стакан, кружку.)

Логопед. Что лишнее и почему?

Дети. Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

Логопед. А из остальной посуды?

Дети. Можно пить.

Логопед. Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]


Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, и оценивает работу каждого из них.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда». Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа-описания. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного падежа единственного числа со значением отсутствия).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности. Развитие физиологического дыхания, речевого слуха, связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к вещам. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование. Плоскостные изображения чашек и блюдец разных цветов, плоскостные изображения посуды с недостающи­ми деталями, тетрадь № 1 по числу детей и контейнер с цветными карандашами; картинки, изображения которых начинаются со звуков [а], [у], чайник из кукольного сервиза, книга К. Чуковского «Федорино горе», наклейки, игрушки для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: