Мораль, нравоучения, проповеди.
Против одного
1. Приказы, команды. В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.
В ответ дети обижаются, упрямятся.
М: Вова, одевайся скорее (команда) в д/с опаздываем!
С: Я не могу, помоги мне.
М: Не выдумывай! (Приказ)
С: Рубашка противная, не хочу ее.
М: Новые фокусы. Ну-ка, сейчас же одевайся! (Приказ)
С: Ты плохая...
А разговор мог бы развиваться совсем по-другому:
М: Вова, одевайся скорее (команда) в д/с опаздываем!
С: Я не могу, помоги мне.
М: (останавливает) Не можешь сам справиться.
С: Рубашка противная, не хочу ее.
М: Тебе не нравится рубашка.
С: Да, вчера все смеялись, она девчачья.
М: Тебе было неприятно. Понимаю... Давай оденем вот ту!
С: Давай! (Быстро одевается.).
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
“Если не прекратишь плакать, я уйду”
“Не придешь вовремя, пеняй на себя”
Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загонят его в большой тупик.
|
|
При частом повторении угроз дети к ним привыкают, престают на них реагировать. Тогда родители от слов переходят к делу, от слабых наказаний к более сильным, порой жестоким (ремень).
“Каждый должен трудиться”
“Ты должен уважать взрослых”
Обычно ничего не меняет, что они слышат это в “101 раз”. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего вместе взятое.
Дело в том, что дети воспитываются не столько словами, сколько атмосферой в доме.
Если ребенок “норму поведения” нарушает, то стоит посмотреть, не ведет ли себя в семье кто-то также. Если эта причина отпадает, то действует другая: ребенок выходит за рамки из-за неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения - самый неудачный способ помочь делу.
Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать этого не надо только в их спокойные минуты, а в не накаленной обстановке.
“А ты возьми и скажи...”
“Почему бы тебе не попробовать...”
“По-моему, нужно пойти и извиниться”
“Я бы на твоем месте дал сдачу”
Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считает своим долгом давать их детям. Часто в пример себя: “Когда я был в твоем возрасте...” Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: “Ты так делаешь а я по-другому”, “Тебе легко так говорить!”
Часто стоит за негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, что-либо советуя ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал, неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.
|
|
Такая позиция родителей - позиция “сверху” - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательство, логические доводы, нотации, “лекции”
“Пора бы знать, что перед тем, чтоб сесть за еду, надо мыть руки”
“Без конца отвлекаешься - вот и делаешь ошибки”
И здесь дети отвечают: “Отстань”, “Хватит”, “Сколько можно”, “Хватит! Мне надоело!”.
В лучшем случае они перестают нас слушать, возникает “смысловой барьер”, или “психологическая глухота”.