Вопрос 2. Основные вехи формирования и эволюции геополитики

Вопрос 1. Содержание и функции системы международных отношений.

Лекция 8. Международные отношения и мировая политика

Вопросы лекции:

1. Содержание и функции системы международных отношений.

2. Основные вехи формирования и эволюции геополитики.

Международные отношения - это сфера межгосударственного, межна­ционального общения. Е ходе взаимодействия государств и народов, ре­ализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные, отношения: дипломатические, экономические, социальные, культур­ные, информационные.

Влияющие факторы:

а) мировая экономическая ситуация;

б) военно-стратегическая ситуация;

в) воздействие отдельных государств;

г) влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Основные субъекты:

а) народы;

б) государства;

в) межгосударственные объединения;

г) всемирные, региональные, политические, правительственные организации.

Содержание и предназначение системы международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов между государствами и странами, возникающих в результате столкновения их реальных и превратно понятых национальных интересов. Главные составляющие этой системы — конфликт и консенсус, которые, то сменяя, то пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества.

Среди приоритетных целей государства на международной арене первое место занимает обеспечение безопасности страны или национальной безопасности. В контексте межгосударственных отношений «выживание» означает сохранение национального государства как носителя и реализатора общих ценностей, характеризующих образ жизни данного народа. Цель выживания не может быть рационально достигнута с помощью средств, жертвующих ценностями. Нация обеспечивает свою безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избежания войны и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны.

Первым, кто четко сформулировал эту концепцию, был У. Липпман. Далее эта концепция была развита Г. Моргентау, Дж. Кеннаном, Р. Нибуром и др. Национальная безопасность тесно связана с безопасностью самой общественно-политической системы или государства.

Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии, неприменение насилия при разрешении международных споров и т. д. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержание мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН.

Большое значение с рассматриваемой точки зрения имело принятие между народным сообществом определения агрессии. Впервые это было сделано в резолюции, одобренной в 1974 г. на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН: Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Особо важное значение данного определения состоит в том, что в нем агрессия и агрессивная война квалифицируются как преступление против международного мира, которые не могут быть оправданы никакими соображениями и доводами.

Главным средством предотвращения войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами является внешняя политика суверенных государств. Она призвана регулировать отношения каждого отдельного государства с другими государствами и народами на основе соответствующих принципов, методов и механизмов.

Наиболее распространенным и общепринятым из этих механизмов является дипломатия. Задача дипломатической практики — обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. Главная функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а также информировании правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

Отдельное государство ограничено в своих возможностях реализовать такие важные цели, как безопасность, свобода, справедливость и благосостояние. Суверенные государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффективно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры, призванных регулировать отношения между ними. Поэтому эти отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, в которых фиксируются международно-правовые нормы и правила поведения государств. В наиболее очевидной форме сотрудничество между государствами проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах.

Тенденции в развитии международных отношений:

а) интернационализация почти всех сфер общественной жизни. Она выража­ется в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении аспектов его безопасности;

б) формирование глобальных проблем, решение которых возможно только и результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимиза­ция военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпи­демическими заболеваниями, преступностью и терроризмом;

в) демилитаризация и демократизация - постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Челлен говорил о необходимости органического сочетания пяти взаимосвязанных элементов политики, понимаемой в самом широком смысле слова: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики. При этом он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство в качестве географического организма или феномена пространства».

Будучи германофилом и сознавая слабость скандинавских стран перед лицом внешней угрозы, он предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германской империей.

Классические представления о международных отношениях держались на трех китахтерритории, суверенитете, безопасности государств. В трактовке основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилось его географическому положению. Смысл геополитики виделся им в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями.

Одним из первых, кто предпринял попытку связать политику и географию и изучать политику того или иного государства исходя из его географического положения, занимаемого им пространства, был немецкий географ Ф. Ратцель конца XIX — начала XX в., основатель политической географии. Ратцель видел в государстве продукт органической эволюции, укорененный в земле, подобно дереву, и поэтому считал, что сущностные характеристики государства определяются территорией и месторасположением и его успех зависит от того, как оно приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, по мысли Ратцеля, является территориальная экспансия, или расширение жизненного пространства (Lebensraum). С помощью этого понятия он пытался обосновать мысль, что главные экономические и политические проблемы Германии вызваны несправедливыми, слишком тесными границами, сдерживающими ее развитие.

Одной из важных вех в формировании геополитических идей считается появление в конце XIX в. работ американского адмирала А. Мэхэна. Мэхэн выделял следующие условия, определяющие основные параметры морской мощи:

а) географическое положение страны, ее природные ресурсы и климат;

б) протяженность территории;

в) численность населения;

г) национальный характер;

д) государственный строй.

При благоприятном сочетании этих факторов, считал Мэхэн, в действие вступает формула:

N+MM+NB=SP,

т.е. военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество.

Исходя из таких постулатов, Мэхэн обосновывал мысль о необходимости превращения США в могущественную военно-морскую державу.

Существенный вклад в разработку геополитической трактовки внешней политики государств внес Х. Маккиндер. Как считал Маккиндер, сначала в качестве осевой области истории — Хартленда — выделилась Центральная Азия, откуда татаро-монголы благодаря подвижности их конницы распространили свое влияние на Азию и значительную часть Европы. Со времени Великих географических открытий баланс сил изменился в пользу приокеанических стран, в первую очередь Великобритании. Однако, считал Маккиндер в 1904 г., «колумбова эра» подходит к концу, и новые транспортные пути, прежде всего железные дороги, снова изменят баланс сил в пользу сухопутных держав.

Исходя из этого, он сформулировал свою концепцию Хартленда (или серединной земли), каковым считал Евразию. Маккиндер оценивал последнюю как гигантскую естественную крепость, не проницаемую для морских империй и богатую природными ресурсами, а в силу этого — как «ось мировой политики». В 1919 г. он сформулировал свой знаменитый тезис: «Тот, кто контролирует Восточную Европу, контролирует Хартленд; кто контролирует Хартленд, тот контролирует Мировой Остров; кто контролирует Мировой Остров, тот контролирует весь мир».

Немалая заслуга в разработке данной проблематики принадлежит германскому журналу Geopolitik. Центральное место среди его авторов занимал профессор К. Хаусхофер (1869—1946). Особый интерес Хаусхофер проявлял к Дальнему Востоку, прежде всего к Японии.

Ключевыми в построениях Хаусхофера были понятия «кровь и почва» (Blut und Boden), «пространство и положение» (Raum und Lage), «сила и пространство» (Macht und Raum), «жизненное пространство» (Lebensram). Главными движущими силами государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Увеличивая жизненное пространство, динамическое государство создает себе экономическую автаркию и независимость от соседей. Завоевание такой свободы является показателем истинно великой державы, основным способом территориального расширения которой было поглощение более мелких государств. В этом отношении Хаусхофер был солидарен с основателями геополитики в их приверженности установкам социал-дарвинизма.

По схеме Хаусхофера, упадок Великобритании и менее крупных морских держав создал благоприятные условия для формирования нового европейского порядка, в котором доминирующее положение занимала бы Германия и который должен был стать основой новой мировой системы, базирующейся на так называемых пан-идеях. К 1941 г. им оставлено три региона, каждый со своей особой пан-идеей: пан-Америка во главе с США, великая Восточная Азия во главе с Японией и пан-Европа во главе с Германией. Главный пафос построений Хаусхофера и его коллег из Института геополитики в Мюнхене и «Журнала геополитики» состоял в том, чтобы сформулировать доводы и аргументы в пользу притязаний Германии на господство над миром.

Во время Второй мировой войны американские политологи приступили к разработке новой американской глобальной внешнеполитической стратегии, пытаясь сформулировать «гуманизированную версию геополитики». В качестве отправной точки для них служил тезис об особой роли Америки в мире. Для реализации этой роли обосновывалась мысль о необходимости разработки особой американской геополитики.

Наиболее показательны позиции Н. Спайкмена, который выделял три крупных центра мировой мощи: атлантическое побережье Северной Америки, европейское побережье и Дальний Восток Евразии. Он допускал также возможность четвертого центра — Индии. Подвергнув некоторому пересмотру концепцию Маккиндера, Спайкмен переформулировал его тезис: кто контролирует Римленд (побережье), тот контролирует Евразию, а кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбы всего мира.

Позиция американских геополитиков явно или неявно имела своим предназначением обоснование лидирующей роли США в послевоенном мире. Предполагалось, что США, будучи океанической державой с мощными военно-морским флотом и авиацией, в состоянии установить контроль над прибрежными зонами евразийского континента и, заблокировав евразийский Хартленд, контролировать весь мир.

Внешнеполитические исследования, в частности геополитические, после Второй мировой войны оказались заложниками холодной войны и биполярной трактовки мирового порядка. В результате значение территориального аспекта геополитики оказалось искажено и в определенной степени подчинено идеологическим императивам борьбы двух систем и блоков. Немаловажную роль при этом сыграли впечатляющие успехи военных, транспортных и телекоммуникационных технологий. Так, при сохранении влияния традиционных идей и концепций возникли новые разработки и конструкции, учитывающие то, что с появлением авиации и особенно ядерного оружия и средств его доставки традиционные модели, воснове которых лежал географическо-пространственный детерминизм, устарели и нуждаются в серьезной коррекции.

Наиболее обоснованные аргументы в пользу этой точки зрения выдвинул А..П. Северски. В его геополитическом построении мир разделен на два огромных круга воздушной мощи, сконцентрированных соответственно на индустриальных центрах США и Советского Союза. Американский круг покрывал большую часть западного полушария, а советский — большую часть мирового острова. Оба круга обладали приблизительно равной силой соответственно над Северной Америкой и Северной Евразией, которые в совокупности являются ключом к мировому господству.

Большинство исследователей как западного, так и советского блока независимо от своих симпатий и антипатий трактовали мировые реальности в контексте биполярной геополитики, поэтому здесь мы не будем сколько-нибудь подробно анализировать их концепции. Отметим лишь, что по мере ослабления жесткой структурированности биполярного мира и выдвижения на политическую авансцену новых стран и регионов идеи зачинателей геополитики начали подвергаться существенной корректировке. Это отчасти было связано с осознанием все большим числом исследователей конца евроцентристского мира и нарастанием тенденций к региональному сотрудничеству в различных частях земного шара.

В послевоенные десятилетия, особенно в 70-е — 90-е годы, предпринимались также попытки переосмысления методологических основ геополитических трактовок международных отношений. Так, американский исследователь Л. Кристоф утверждал: «Современные геополитики смотрят на карту, чтобы найти здесь не то, что природа навязывает человеку, а то, на что она его ориентирует». Другой американский политолог К. Грей, посвятивший этой проблеме несколько работ, в середине 70-х годов назвал геополитику наукой «о взаимосвязи между физической средой в том виде, как она воспринимается, изменяется и используется людьми, и мировой политикой».

Наиболее далеко идущую попытку пересмотра традиционных геополитических идей в условиях ракетно-ядерного века предпринял французский генерал и исследователь П. Галлуа. По его мнению, важными параметрами геополитического изменения современного мира наряду с пространственно-территориальными характеристиками государства стало появление и распространение ракетно-ядерного оружия, которое как бы уравнивает силу владеющих им государств независимо от их географического положения, размеров, удаленности друг от друга и т.д. Галлуа обратил внимание на то, что развитие средств массовой информации и телекоммуникации, а также возрастающее непосредственное вмешательство масс населения в политический процесс чреваты последствиями для геополитического будущего человечества. Заслуга Галлуа состоит также в том, что помимо суши, морей и воздушного пространства он отнес к важным параметрам геополитики освоение космического пространства.

Определенный вклад в разработку проблем геополитики в последние годы внесли российские исследователи. Среди них прежде всего следует отметить К.В. Плешакова, К.Э. Сорокина и др., которые предприняли попытки пересмотреть традиционное понимание геополитики как дисциплины, призванной изучать исключительно или преимущественно пространственный аспект международных отношений, и лежащий в основе этого подхода географический детерминизм, а также обосновать необходимость отказа от трактовки геополитики как внешнеполитической стратегии, направленной всецело на экспансию и гегемонию. И действительно, назрела необходимость пересмотра фундаментальных принципов, параметров и методологии изучения современного мирового сообщества. Проблема состоит в том, как и на каких путях этого можно достичь. Одно из направлений ее решения видится в том, чтобы по-новому интерпретировать сам префикс «гео-» в понятии «геополитика». В современном мире географические и пространственно-территориальные параметры Мирового сообщества и соответственно отдельных стран и народов в их отношениях друг с другом подверглись существенной трансформации. Особенно важно, что традиционная геополитика, при всех расхождениях между ее адептами, была разработана в рамках евроцентристской парадигмы, исходя из реальностей и в интересах евроцентригтского мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: