Правовая культура общества: понятие и основные показатели.
Основные подходы к понятию культуры:
1. Антропологические (культура – совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа)
2. Социологические (культура – совокупность всех духовных ценностей)
3. Философские (культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека)
Правовая культура – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.
Виды правовой культуры: общества; социальной группы; личности.
Показатели правовой культуры общества:
1. Уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм
2. Уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость)
3. Уровень законности и правопорядка
4. Уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность
5. Уровень развития юридической техники
|
|
6. Уровень правотворческой и правореализующей культуры
Показатели правовой культуры личности:
1. Знание и понимание права
2. Уважение права в силу личного убеждения
3. Привычка поступать в соответствии с законом
4. Правовая активность
Структура профессиональной культуры юриста: правовая культура; этическая (нравственная культура); политическая культура.
Содержание профессиональной культуры юриста:
1. Профессиональное значение правовых, политических и нравственных норм, принципов и т.д.
2. Профессиональное отношение к нормам права и практике их применения (солидарность с ними, убеждение в справедливости, необходимости)
3. Профессиональное умение, приемы и навыки (применительно к методике, тактике и технике)
4. Привычка соблюдать закон
5. Профессиональный этикет
6. Научная организация труда
Основные этапы воспитания профессиональной культуры юриста:
1. Приобретение знаний
2. Формирование системы убеждений и ценностных ориентаций
3. Формирование навыков и привычек поведения
Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.
Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Задачи правового воспитания:
1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.
|
|
2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства
3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике
4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями
5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.
Особенности правовоспитательного процесса:
1. Его исходной базой выступает система правовых норм
2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.
3. Он опирается на возможность государственного принуждения
4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей
5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов
6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.
Элементы системы правового воспитания:
1. Субъекты (воспитатели)
2. Объекты (воспитуемые)
3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)
Виды право воспитательных форм:
1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)
2. А правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)
3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)
Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)
Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.