Пример 6. В представлении многих фирма, выпускающая автомобиль марки «Мерседес», должна быть исключительно преуспеваю­щей компанией

В представлении многих фирма, выпускающая автомобиль марки «Мерседес», должна быть исключительно преуспеваю­щей компанией. Длительное время такое представление о кон­церне «Даймлер-Бенц» не вызывало сомнений. Однако начало 1996 г. ознаменовалось сенсацией. Глава концерна «Даймлер-Бенц» объявил, что потери концерна в 1995 г. составили несколь­ко миллиардов долларов и что предстоят серьезные перестрой­ки внутри концерна.

Созданный в 1926 г, автомобильный концерн «Даймлер-Бенц» в середине 80-х гт, взял курс на резкое расширение за счет диверсификации своей деятельности. Исходная идея со­стояла в там, чтобы превратить «Даймлер-Бенц» в многопрофиль­ный технологический концерн. В качестве основной сферы рас­ширения концерна было выбрано авиастроение. В 1985 г. «Даймлер-Бенц» приобрел компанию «Мотор унд гурбинен юнион», производящую авиационные двигатели. В том же году им был приобретен контрольный пакет акций авиастроительной компании «Дорнье», которую в 1988 г. он выкупил полностью. На­ряду с выходом в авиастроительную отрасль «Даймлер-Бенц» пошел также в электротехническое производство. В 1985 г. кон­церн приобрел 25% акций электротехнической компании «АЕГ». В 1986 г. он увеличил свою долю в акционерном капитале «АЕГ» до56%,а в 1988 г. —до80%.

Диверсификация производственной деятельности потребовала проведения структурного преобразования концерна. В 1989 г. кон­церн «Даймлер-Бенц» был преобразован в холдинговую компанию, объединявшую четыре подразделения: автомобильное подразде­ление «Мерседес-Бенц», авиастроительное подразделение «Дойче аэроспэйс» (сокращенно «Даса»), электротехническое подразделение «АЕГ» и подразделение «Даймлер-Бенц интер-сервисес».

На этом программа развития «Даймлер-Бенц» не заканчива­лась. Курс на глобализацию деятельности привел к тому, что в 1993 г. акции концерна были включены в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи.

Стремясь расширить свое присутствие в авиакосмическом бизнесе, «Даса» начала в 1990 г. переговоры с голландской авиа­строительной компанией «фоккер» о приобретении ее акций. Переговоры были начаты в год получения фирмой «Фоккер» очень высокой прибыли. Эти переговоры закончились приобретением «Даса» в 1993 г. 51% акций «фоккер». Однако сразу же на следую­щий год «фоккер» понес огромные убытки. «Даса», пытаясь спасти катастрофическую ситуацию, вложила в «Фоккер» свыше 600 млн долл. Но в 1995 г. «фоккер» опять понес убытки. «Даймлер-Бенц» решил, что дальше невозможно оказывать помощь фирме «Фок­кер». Это означало уход из нее и миллиардные потери. Параллель­но «Даймлер-Бенц» решил также расстаться с контрольным паке­том акций фирмы «Дорнье».

Однако потери, связанные с деятельностью аэрокосмического отделения «Даса», не были единственными для «Даймлер-Бенц». Убыточная деятельность на рынке турбовинтовых и реактивных самолетов была вполне объяснима падением спроса на эту продукцию в связи с окончанием «холодной войны». Но «Даймлер-Бенц» понес значительные потери и от деятельности электротехни­ческого отделения «АЕГ». Это заставило концерн пойти на прекра­щение самостоятельного существования этого отделения. Факти­чески это означало, что, потерпев огромные убытки, «Даймлер-Бенц» взял курс на уход из тех отраслей, в которых он не был изначально и в которые он пришел, стремясь осуществить эффек­тивные инвестиции капитала, созданного в базовой сфере его дея­тельности — автомобилестроении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: