Как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях.
Как действовать при угрозе гидродинамической аварии.
При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно, в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.
Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и т.д. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории. При подтоплении Вашего дома отключите его электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря.
Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.
Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки). Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.
Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.
Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.
4.АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ.
Транспортные аварии. В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.
Любой вид транспорта представляет собой потенциальную опасность и значительную степень угрозы. Рассмотрим аварии на воздушном, железнодорожном, автомобильном, водном и подземном транспорте и рекомендации пассажирам при их возникновении.
♦ Воздушный транспорт. Несмотря на применяемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Одной из форм аварии является разгерметизация салона самолета. Разреженный воздух вокруг самолета быстро приводит к уходу воздуха из салона, сопровождающемуся оглушительным ревом. Салон наполняется пылью и туманом, резко снижается видимость. Из легких человека выходит воздух, возникает звон в ушах и боли в кишечнике из-за расширения газов. Не дожидаясь команды, необходимо немедленно надеть кислородную маску,- иначе можно потерять сознание. При декомпрессии экипаж немедленно снижает высоту полета. На высоте ниже 3 км содержание кислорода уже считается нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски необходимо пристегнуть ремни и приготовиться к резкому снижению или посадке самолета.
Пожар возникает приблизительно в 20 % случаев при авариях на самолетах и свыше 70 % людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых. При пожаре после остановки самолета необходимо немедленно направиться к ближайшему выходу. Для защиты кожи надеть пальто, плащ, шапку, накинуть на плечи плед. От дыж необходимо защищаться одеждой, пригнуться или даже пробраться к выходу на четвереньках (внизу дыма должно быть меньше); если проход завален, пробраться через кресла, опуская их спинки. Не открывать запасные люки, где снаружи бушует огонь и дым, и не брать с собой ручную кладь, надо быть решительным и дисциплинированным.
Анализ поведения пассажиров при катастрофических ситуациях на самолетах выявил два опасных типа поведения — панику и апатию. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупредить такую реакцию у себя и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение. Только физическая смерть может быть причиной прекращения борьбы, необходимо бороться с паникой любыми средствами.
♦ Железнодорожный транспорт. Здесь основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сходы подвижных составов с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Возможны размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. Особенно опасны взрывы и пожары при перевозке, таких грузов, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества, ликвидировать которые очень сложно.
Анализ аварий и катастроф, однако, показывает, что ехать в поезде в 3 раза безопаснее, чем летать на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.
Наиболее безопасные в поезде — центральные вагоны, а места — на нижних полках, расположенных по ходу движения.
При столкновении в первую очередь страдают головные вагоны — на их разрушение уходит основная сила инерции. Если поезд сойдет с рельсов, центральные вагоны удержатся, даже если перевернутся и оторвутся хвостовые. Обычно мягкие вагоны традиционно расположены в центре поезда.
При экстренном торможении или крушении — самое важное закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться ногами в сиденье или стену.
При прекращении движения надо думать как выбраться из вагона. Вагоны обычно оборудованы дополнительными аварийными выходами через окна третьего и шестого купе. Выбраться можно и разбив твердым предметом окно своего купе.
При задымлении или пожаре пассажиров эвакуируют в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути. Прежде чем выйти в коридор, необходимо подготовить защиту для дыхания: шарфы, платки, шапки, любую ткань, смоченную в воде.
Облицовочный материал вагонов при температуре 200 °С горит и выделяет токсический газ, вдохнув который 2—3 раза, пассажир не сможет бороться за свою жизнь. Даже без дыма достаточно одного глотка раскаленного воздуха, чтобы обжечь легкие и потерять сознание.
Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения, так как ток может растекаться на расстояние до 30 м.
С целью предупреждения экстремальных ситуаций, а возможно, и аварий, пассажирам предлагается несколько профилактических правил:
• не стойте на подножках и не открывайте при движении поезда наружные двери;
• не высовывайтесь из окон;
• аккуратно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
• без крайней необходимости не срывайте стоп-кран;
• не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества;
• курите только в установленном месте;
• не включайте в вагонную электросеть бытовые приборы;
• при запахе горелой резины или появлении дыма, немедленно обращайтесь к проводнику, так как имеете право защитить свой временный дом.
♦ Автомобильный транспорт. Около 75 % всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений является превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохие дороги (скольжение), неисправность машины (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).
Советы, если авария неизбежна:
• во время аварии все мышцы до предела должны быть напряжены;
• до остановки нельзя покидать машину;
• сохранять самообладание, сделать все, чтобы уйти от встречного удара;
• при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером, мотор уйдет вниз;
• препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо, если скорость не превышает 60 км/ч. Если скорость большая, а водитель не пристегнут ремнем безопасности, ему следует прижаться грудью к рулевой колонке, все мышцы должны быть напряжены до полной остановки машины.
Наиболее опасное место для пассажира — переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения запрещают находиться там без специального устройства.
Если машина упала в воду, то двери открывать не следует, а выбираться надо через открытое окно. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями, если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить монтировкой лобовое стекло и выбираться наружу, когда машина наполнится водой наполовину.