По источнику политической власти

2.

1.

Нация –высший тип этноса. Широкое распространение получила точка зрения, которая исходит из того, что признаками нации являются: общность территории, экономических связей, языка, психического склада, культуры и самосознания.

Народность - общность людей, сложившаяся в результате разложения племенных отношений на базе единства территории, языка, культуры, хозяйственной жизни, быта и специфических особенностей культуры.

Национальные меньшинства - форма этнической общности, образовавшейся при отрыве части или группы от того или иного народа в результате изменения границ, миграции или насильственного переселения.

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национальное самосознание является основой национального сознания как совокупности социальных, политических, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальное самосознание является одной из основ формирования социально – этнической общности как субъекта политики.

Национальный вопрос - это совокупность политических, экономических, территориальных, идеологических и культурных отношений между нациями и другими социально-этническими общностями. Это вопрос о причинах недоверия, конфликтов и вражды между этими общностями, а также между ними и существующей системой власти в многонациональном обществе. Это вопрос о путях и методах его решения в интересах мирного сожительства и сотрудничества наций на основе равноправия и независимости. Это вопрос о преодолении отсталости менее развитых социально- этнических общностей и подтягивания их до уровня передовых. Национальный вопрос в строгом смысле проявляет себя в многонациональных странах. В широком смысле национальный вопрос- вопрос мировой и касается совокупности межэтнических отношений всех стран.

В каждую конкретно - историческую эпоху, в каждой отдельно взятой многонациональной стране национальный вопрос имеет свою специфику. В полной мере он проявился в период борьбы буржуазии против феодализма и утверждения капитализма. Борьба за создание суверенного национального государства составляла в то время сердцевину национального вопроса и являлась показателем проявления нации в качестве субъекта политики. В последующие времена в разных странах и в разные годы на первый план выдвигаются иные стороны национального вопроса: борьба за экономическую независимость, за развитие национальной культуры и языка, за равноправие и т. д.

Национальные взаимоотношения в современном мире подчинены действиям двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс.

Они родились на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. Их содержание сводится к следующему: с одной стороны, происходит формирование и развитие наций, их борьба за равноправие и самостоятельность, за создание суверенного государства; с другой стороны, осуществляется на основе объективного процесса интернационализации всех сторон общественной жизни ломка национальных границ, усиление связей и взаимного сотрудничества, получают развитие интеграционные процессы. Эти тенденции выражают сегодня общемировые общественные противоречия, составляя сердцевину национального вопроса. Игнорирование их или снятие их путём осуществления волюнтаристской национальной политики как на мировой арене, так и внутри многонациональных государств могут только обострить национальный вопрос и привести к непредвиденным последствиям.

В трактовке сути национальной политики (этнонациональной) в научной литературе существует два подхода: широкий и узкий. Сторонники первого подразумевают под нею «стратегический курс государства, политических партий и общественных движений многонациональных стран в национальном вопросе, языково-культурном развитии этносов и вместе с тем развитии межнациональных отношений, находящий, как правило, своё закрепление в соответствующих разделах конституций и национальных программах».

Приверженцы второго считают, что этнонациональная политика - это «совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними».

Культура межнационального общения – « это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально – политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения».

Тема 6. Политическая система общества.

1. Понятие политической системы как взаимодействия общества и власти. Теории политической системы Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча.

2. Структура и функции политической системы.

3. Типология и критерии классификации политических систем М. Вебера, Г. Аптера, Г. Алмонда.

4. Институты политической системы.

Политическая система общества – это сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть

Структура политической системы (состоит из подсистем):

· институциональная подсистема

· нормативная подсистема

· функциональная подсистема

· коммуникативная подсистема

· культурная подсистема

· идеологическая

Институциональная подсистема политической системы общества - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. В нее входят:

· государство (законодательные, исполнительные, судебные органы)

· политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы)

· средства массовой информации ( телевидение, радио, печать)

· религиозные учереждения

Нормативная подсистема политической системы общества - это политические нормы, нравственные принципы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. К ней относятся:

· правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты)

· нормы деятельности общественных организаций

· неписанные обычаи и традиции

· этико-моральные принципы и нормы

Функциональная подсистема политической системы общества выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти (политический режим)

Коммуникативная подсистема политической системы общества - охватывает всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системой одной страны и других стран.

Культурная подсистема политической системы общества - это интегрирующий фактор

политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.

Идеологическая подсистема политической системы общества - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества.

Функции политической системы:

· определение целей, задач, путей развития общества

· организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ

· распределение материальных и духовных ценностей

· согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей

· разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе

· обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя

· формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности

· контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы

Типология политических систем:

Демократическая

Автократическая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: