Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. 20 века по наст. время).
Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).
Современные политические учения
Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды:
Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
- теория заинтересованных групп (А. Бентли)
- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето)
- социологическая теория государства (М. Вебер)
- теория олигархизации власти (Р. Михельс)
- психологическая теория власти (Г. Лассуэл)
Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг. 20 века) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:
- новая теория демократии (И. Шумпетер)
- плюралистическая теория демократии (Р. Даль)
- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер)
- концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлера)
В этом периоде разрабатывались и развивались:
|
|
- футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон)
- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский)
- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда)
- концепция национального интереса (Г. Моргентау)
- теория элитарной демократии
- силовая концепция власти
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:
- Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф)
- Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон)
- Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер)
- Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка)
1. Понятие политики и ее происхождение.
2. Элементы и разновидности политики.
3. Функции политики. Цели и средства в политике. Политика как искусство возможного.
Политика- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.
|
|
Политическая деятельность- это взаимодействие организованных индивидов и групп, осуществляющих властные функции.
Политическое участие- это разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Политическое решение- это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме, процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.
Политический прогресс- это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов.
Типология политики:
· по объектам воздействия
внутренняя политика
внешняя политика
· по сферам общественной жизни:
экономическая
социальная
национальная
военная
культурная
научно-техническая
экологическая политика
· по субъектам реализации политики:
государственная политика
партийная политика
политика общественных организаций и движений
· по приоритетам деятельности:
политика нейтралитета
политика компромиссов
политика «большого скачка»
политика «железного занавеса»
политика «открытых дверей»
политика национального примирения
Функции политики - это совокупность процессов, выражающих назначение политики в обществе. Основные функции политики:
· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества
· интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка
· управление и руководство общественными процессами, решение возникающих противоречий
· обеспечение цивилизованных взаимоотношений между обществом и государством
· политическая социализация личности
Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. Условно можно выделить три уровня субъектов политики:
· социальный - индивиды и различные социальные слои, в т.ч. личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.
· институциональный - государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.
· функциональный - социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное влияние на политику (религиозные учреждения, корпорации, спортивные организации, вузы и пр.)