1.
Тема 11. Политический процесс и политическая деятельность.
1. Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики.
2. Типология политического процесса.
3. Политический процесс как совокупная деятельность субъектов.
Политический процесс- это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Основные этапы политического процесса:
· делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения
· принятие решений, формулирование политической воли
· реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.
Режимы существования политического процесса:
· режим функционирования - политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; отражает способность к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином т государством
|
|
· режим развития – власть адекватно реагирует на изменения соотношения сил внутри страны и на международной арене
· режим упадка – распад политической целостности; энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией; решения утрачивают управленческую способность, а сам режим- легитимность.
Структура политического процесса:
· политические отношения по поводу: производства, распределения, обмена, потребления политической власти в обществе
· субъекты политического процесса: социальные, конституциональные
· политическое поведение: политическое участие, политическая деятельность
Типология политических процессов:
· По объекту политического воздействия
внутриполитические
внешнеполитические
· По характеру преобразования власти:
Революционные - относительно быстрое, качественное изменение власти, «полный пересмотр
Конституции» государства; использование как мирных так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликта между старой и новой элитой.
эволюционные – постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация
конфликтов; устойчивость сформированных механизмов принятия решений; совместная деятельность элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимность власти и наличие единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; этика консенсуса и обязательное наличие конструктивной оппозиции; управление дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.
|
|
· По публичности осуществления электоратом и элитой своих функций:
открытый политический процесс - политические интересы групп и граждан постоянно выявляются в электоральных предпочтениях; под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений; рекрутирование элит.
скрытый политический процесс – граждане апеллируют не к официальной власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам (мафиозные кланы); управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве; контроль над правящими элитами полностью отсутствует.
· По устойчивости взаимосвязи социальной и политической структур:
стабильный политический процесс - устойчивые институциализированные формы поведения граждан; отработанный механизм принятия решений; подъем уровня жизни населения; легитимность режима; высокая эффективность господствующих в обществе политико-культурных норм.
нестабильный политический процесс - кризис политического курса и необходимость его изменения; осложнение международных отношений; спад материального производства; социальные конфликты; низкая институализация политических структур, их негибкость, нефункциональность различных форм организации политической активности населения.
· По характеру участия масс в политической жизни:
ангажирующие политические процессы – предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти;
не ангажирующие политические процессы - антидемократические, тоталитарные, где преобладают навязанные формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия решений.
Формы демократического политического процесса:
прямая демократия - население непосредственно влияет на власть и определяет содержание законодательного процесса.
народ законодательный процесс ___________________________________________________________
представительная демократия - население выдвигает представителей для законотворчества и повседневного управления
народ законодатель законодательный процесс
плюралистическая демократия - возникновение различных политических ассоциаций, влияющихна политические решения
народ группы давления законодатель законодательный процесс
Экстремальные виды политического процесса:
восстание,
бунт,
мятеж,
путч.
Политическая деятельность – это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.
Политическое участие - разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Политическое поведение - это механизм, способ достижения целей и система отдельных действий, проявляющиеся в политической деятельности.
Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения.
1. Понятие, функции, типология политической культуры.
|
|
2. Понятие политической социализации.
3. Сущность политического сознания.
4. Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в РК.
1.
Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Функции политической культуры:
· познавательная - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность
· интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строяа так же передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт
· регулятивная – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения
· воспитательная – способствует формированию гражданина, личности как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей
Типология политической культуры:
· По уровню политического участия (Г.Алмонд, С.Верба)
патриархальная – характерна ориентация на местные ценности (ценности клана, племени, рода), местный патриотизм, семейственность, коррупцию; индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя); типичен для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами
подданническая - предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе; ориентируется на традиции, хотя политически сознателен; подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата
|
|
активистская – отличается гражданской активностью, вовлеченностью, рациональностью; граждане стремятся активно воздействовать на власть с помощью законных средств влияния (выборы, демонстрации и т.п.)
культура гражданственности - носитель ее обладает рядом качеств: общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично; чувство гордости за политические институты своей нации; ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений и пр.
· По уровню общности:
общая политическая культура - свойственна основной массе гражданского населения государства
субкультура - такие образования политической культуры, которые характерны лишь для отдельных социальных, зтнических, конфессиональных, региональных и иных субъектов политики и которые отличаются специфическими взглядами и предпочтениями людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни.
2.
Социализация (от лат. - общественный) - представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения в отношения власти.
Сущность политической социализации - воспроизводство политической системы общества, а также качеств субъектов политики - личностей.
Содержание политической социализации:
· передача индивиду знаний, его приобщение к существующим ценностям, опыту
· процесс дальнейшего развития индивидом общественных отношений за счет его активной деятельности
Задачи политической социализации:
· передача новым членам политического сообщества основных элементов его политической
культуры
· преобразование некоторых из этих элементов как необходимое условие общественных изменений
· создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, например при создании нового независимого государства.
Типы политической социализации (наиболее характерные образцы и стандарты взаимодействий индивида и власти):
· гармонический тип политической социализации - предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти; власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормами ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь (характерен для британо-американской культуры)
· плюралистический тип политической социализации - взаимоотношения личности и власти носят опосредующий характер; отличается наличием значительного числа разнородных субкультур; консолидированная демократия основана на единстве трех начал развитого гражданского общества конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы личности (преобладает в странах материковой Западной Европы)
· конфликтный тип политической социализации — высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени; высокая степень политического насилия в силу значительной культурной неоднородности (характерен для обществ незападной цивилизации)
· гегемонистский тип политической социализации - предполагает вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса, определенной религии или политической идеологии (характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем).