Процедура бухгалтерского учета - логически выдержанная строгая последовательность бухгалтерских действий по отражению информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и управленческих сводок.
I. Этапы организационного периода:
1. Инвентарь: составляется перечень имущества, которым владеет и распоряжается субъект, а также долгов перед ним и обязательств по признанным долгам.
2. Вступительный (организационный) баланс должен строиться по регистрационному документу - Уставу.
П.Этапы, выполняемые в каждом отчетном периоде.
1. На основании показателей баланса на начало отчетного периода открываются постоянные счета с ярко выраженным сальдо. Показатели статей баланса, расположенные в левой стороне (активы) переносятся в показатели «начальное сальдо» на левую сторону - в дебет (Д), а показатели, отраженные на правой стороне баланса (в пассиве) помешаются в правую сторону - кредит (К) счетов капитала и обязательств.
|
|
2. Обработка и регистрация операций в журнале регистрации хозяйственных операций. Затем из первичных документов записи переносятся в Журнал регистрации хозяйственных операций в хронологическом порядке (табл. 6.1.).
Таблица 6.1. Журнал регистрации хозяйственных операций
№ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | ||
Д | К | Частная | Общая | ||
……………........... …………………... | |||||
Итого оборот за период | ∑м |
3. Перенос хозяйственных фактов из Журнала регистрации хозяйственных операций на счета Главной книги. Цель - систематизировать бухгалтерские записи, ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты и выводится предварительный показатель конечного сальдо. Бессальдовые счета (временные, переменные, транзитные) закрываются, их обороты по Д и К обязательно равны, сальдо отсутствует.
4. Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам (табл. 6.2),
Таблица 6.2. Оборотная ведомость по синтетическим счетам
№ | Наименование счета | Сальдо начальное | Обороты | Сальдо конечное | |||
Д | К | Д | К | Д | К | ||
…………… …………… | |||||||
Итого | ∑н | ∑н | ∑м | ∑м | ∑к | ∑к |
Контрольное значение оборотной ведомости:
- равенство итогов начального сальдо между собой и их соответствие валюте баланса на конец предшествующего отчетного периода (отличаются на сумму амортизации и убытков) свидетельствует, что показатели из информационной системы предшествующего отчетного периода перенесены в информационную систему текущего отчетного периода достоверно;
|
|
- равенство итогов оборотов подтверждает правильность применения метода двойной записи;
- равенство итогов оборотов Оборотной ведомости (∑м) итогу «сумма общая» (∑м) Журнала регистрации хозяйственных операций (т.е. тождественностъ итоговых показателей хронологической и систематической записей), подтверждает, что все показатели, зарегистрированные в Журнале регистрации хозяйственных операций, разнесены на счета в верной сумме: ни один не искажен, не пропущен, не повторен несколько раз. Т.е. устранены ошибки, которые не подлежат выявлению при составлении обычного пробного баланса;
- равенство итогов на конец отчетного периода характеризует безошибочность проведения расчетов по операциям, отраженным в Журнале регистрации хозяйственных операций.
Применение для контрольных целей оборотной ведомости позволяет в полной мере реализовать правило А. Мендеса, обоснованное им в 1803г.: итог оборотов по Журналу регистрации хозяйственных операций должен быть равен итогу дебетовых и итогу кредитовых оборотов по главной книге.
Необходимо помнить, что на этапе составления оборотной ведомости не вскрываются логические ошибки, допущенные бухгалтером при классификации фактов хозяйственной жизни в номенклатуре Плана счетов.
5. Заключительный баланс. На основе оборотной ведомости, путем переноса в нее сальдо счетов Главной книги, составляется Заключительный баланс. Определяются итоговые показатели по разделам Баланса, определяется Валюта баланса, которую необходимо сверить с аналогичным показателем оборотной ведомости - сальдо конечное (отличаются на сумму амортизации и убытков).
Т.о. учетный цикл экономического субъекта пре предполагает следующие этапы процедуры:
- открытие счетов;
- анализ содержания фактов хозяйственной жизни по оправдательной документации, их стоимостная оценка, идентификация по времени и классификация в номенклатуре Плана счетов;
- регистрация в Журнале хронологической записи;
- разноска бухгалтерских записей из Журнала на счета Главной книги;
- оборотная ведомость (пробный баланс);
- заключительный баланс.
Применение Шахматного баланса в контрольных целях.
В случаях, когда формой бухгалтерского учета, применяемой на предприятии, не предусмотрено составление оборотной ведомости (например мемориально-ордерная форма учета), для контроля используют Шахматный баланс.
Таблица 6.3. Шахматный баланс
Счета | Кредит счетов | По дебету | |||||||
…… | Оборот | Сн | Ск | ||||||
Дебет счетов | |||||||||
… | |||||||||
По кредиту | Оборот | ∑м | |||||||
Сн | ∑н | ||||||||
Ск | ∑к |
При использовании Шахматного баланса в контрольных целях обращают внимание на следующие показатели:
Порядок отражения хозяйственных операций в системе аналитических счетов. Синтетическими (обобщающими) счетами в бухгалтерии принято называть такие счета, которые дают обобщенные показатели по экономически однородным группам средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении. Учет с использованием только синтетических счетов называют синтетическим учетом. Но данных, полученных из синтетических счетов, недостаточно для контроля над ходом хозяйственной деятельности предприятия и руководства им. Например, чтобы проверить обеспеченность производства необходимыми предметами труда, надо знать не только общую сумму товарно-материальных ценностей, числящихся на счете 10 «Материалы», но и количество по каждому наименованию. При расчетах с работниками мало указать общую сумму задолженности по оплате труда. Следует знать сумму по каждому работнику. Поэтому, чтобы получить детальные (аналитические) сведения по любому синтетическому счету, необходимо эти счета делить на группы и полгруппы, то есть на счете узкого назначения. Таких уровней аналитических счетов может вводить несколько.
|
|
Аналитическими называют счета, которые детализируют содержание синтетических счетов и отражают отдельные виды средств, их источников и хозяйственных процессов. Аналитический учет имеет большое оперативное значение. По данным аналитического учета наблюдают за состоянием запасов отдельных видов сырья, расчетов с каждым поставщиком, покупателем, подотчетным лицом, работником, а также контролируют расходование средств по каждой статье сметы затрат. Кроме синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учете применяют субсчета. Субсчета и субсубсчета представляют собой дополнительную группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Например, в пределах счета «Материалы» аналитические счета группируются по однородным предметам: «Сырье», «Комплектующие», «Тара» и т.д. Являясь дальнейшей детализацией синтетических счетов, которые называются счетами первого порядка, субсчета, именуются счетами второго порядка, а субсубсчета и аналитические счета - счетами третьего порядка. Субсчета позволяют группировать данные применительно к показателям отчетности и требованиям анализа деятельности предприятия.
Данные аналитического учета группируются в ведомостях аналитического учета (примерная форма приведена в таблице 6.4).
Таблица 6.4. Ведомость аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
№ п/п | Наименование поставщика | Сальдо на начало отчетного периода | Обороты за отчетный период | Сальдо на конец отчетного периода | |||
Д | К | Д | К | Д | К | ||
Итого по сч. 60 |
|
|