Тема 6. Процедура бухгалтерского учета

Процедура бухгалтерского учета - логически выдержанная строгая по­следовательность бухгалтерских действий по отражению информации в про­цессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формиро­вания бухгалтерской (финансовой) отчетности и управленческих сводок.

I. Этапы организационного периода:

1. Инвентарь: составляется перечень имущества, которым владеет и распоряжа­ется субъект, а также долгов перед ним и обязательств по признанным долгам.

2. Вступительный (организационный) баланс должен строиться по регистрационному документу - Уставу.

П.Этапы, выполняемые в каждом отчетном периоде.

1. На основании показателей баланса на начало отчетного периода от­крываются постоянные счета с ярко выраженным сальдо. Показатели статей баланса, расположенные в левой стороне (активы) переносятся в показатели «начальное сальдо» на левую сторону - в дебет (Д), а показатели, отраженные на правой стороне баланса (в пассиве) помешаются в правую сторону - кредит (К) счетов капитала и обязательств.

2. Обработка и регистрация операций в журнале регистрации хозяйствен­ных операций. Затем из первичных документов записи переносятся в Журнал регистрации хозяйственных операций в хронологическом порядке (табл. 6.1.).

Таблица 6.1. Журнал регистрации хозяйственных операций

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
    Д К Частная Общая
  ……………........... …………………...        
  Итого оборот за период       ∑м

3. Перенос хозяйственных фактов из Журнала регистрации хозяйствен­ных операций на счета Главной книги. Цель - систематизировать бухгалтерские записи, ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. В конце отчет­ного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты и выво­дится предварительный показатель конечного сальдо. Бессальдовые счета (вре­менные, переменные, транзитные) закрываются, их обороты по Д и К обяза­тельно равны, сальдо отсутствует.

4. Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам (табл. 6.2),

Таблица 6.2. Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Наименование счета Сальдо начальное Обороты Сальдо конечное
Д К Д К Д К
  …………… ……………            
  Итого ∑н ∑н ∑м ∑м ∑к ∑к

Контрольное значение оборотной ведомости:

- равенство итогов начального сальдо между собой и их соответствие валюте баланса на конец предшествующего отчетного периода (отличаются на сумму амортизации и убытков) свидетельствует, что показатели из информаци­онной системы предшествующего отчетного периода перенесены в информа­ционную систему текущего отчетного периода достоверно;

- равенство итогов оборотов подтверждает правильность применения метода двойной записи;

- равенство итогов оборотов Оборотной ведомости (∑м) итогу «сумма общая» (∑м) Журнала регистрации хозяйственных операций (т.е. тождест­венностъ итоговых показателей хронологической и систематической записей), подтверждает, что все показатели, зарегистрированные в Журнале регистрации хозяйственных операций, разнесены на счета в верной сумме: ни один не иска­жен, не пропущен, не повторен несколько раз. Т.е. устранены ошибки, которые не подлежат выявлению при составлении обычного пробного баланса;

- равенство итогов на конец отчетного периода характеризует без­ошибочность проведения расчетов по операциям, отраженным в Журнале реги­страции хозяйственных операций.

Применение для контрольных целей оборотной ведомости позволяет в полной мере реализовать правило А. Мендеса, обоснованное им в 1803г.: итог оборотов по Журналу регистрации хозяйственных операций должен быть равен итогу дебетовых и итогу кредитовых оборотов по главной книге.

Необходимо помнить, что на этапе составления оборотной ведомости не вскрываются логические ошибки, допущенные бухгалтером при классифика­ции фактов хозяйственной жизни в номенклатуре Плана счетов.

5. Заключительный баланс. На основе оборотной ведомости, путем переноса в нее сальдо счетов Главной книги, составляется Заключительный ба­ланс. Определяются итоговые показатели по разделам Баланса, определяется Валюта баланса, которую необходимо сверить с аналогичным показателем обо­ротной ведомости - сальдо конечное (отличаются на сумму амортизации и убытков).

Т.о. учетный цикл экономического субъекта пре предполагает следующие этапы процедуры:

- открытие счетов;

- анализ содержания фактов хозяйственной жизни по оправдательной документации, их стоимостная оценка, идентификация по времени и классификация в номенклатуре Плана счетов;

- регистрация в Журнале хронологической записи;

- разноска бухгалтерских записей из Журнала на счета Главной книги;

- оборотная ведомость (пробный баланс);

- заключительный баланс.

Применение Шахматного баланса в контрольных целях.

В случаях, когда формой бухгалтерского учета, применяемой на предпри­ятии, не предусмотрено составление оборотной ведомости (например мемори­ально-ордерная форма учета), для контроля используют Шахматный баланс.

Таблица 6.3. Шахматный баланс

Счета Кредит счетов По дебету
      ……   Оборот Сн Ск
Дебет счетов                  
                 
                 
               
                 
По кредиту Оборот           ∑м    
Сн             ∑н  
Ск               ∑к

При использовании Шахматного баланса в контрольных целях обращают внимание на следующие показатели:

Порядок отражения хозяйственных операций в системе аналитиче­ских счетов. Синтетическими (обобщающими) счетами в бухгалтерии принято называть такие счета, которые дают обобщенные показатели по экономически однородным группам средств, их источников и хозяйственных процессов в де­нежном выражении. Учет с использованием только синтетических счетов назы­вают синтетическим учетом. Но данных, полученных из синтетических счетов, недостаточно для контроля над ходом хозяйственной деятельности предпри­ятия и руководства им. Например, чтобы проверить обеспеченность производ­ства необходимыми предметами труда, надо знать не только общую сумму то­варно-материальных ценностей, числящихся на счете 10 «Материалы», но и ко­личество по каждому наименованию. При расчетах с работниками мало указать общую сумму задолженности по оплате труда. Следует знать сумму по каждо­му работнику. Поэтому, чтобы получить детальные (аналитические) сведения по любому синтетическому счету, необходимо эти счета делить на группы и полгруппы, то есть на счете узкого назначения. Таких уровней аналитических счетов может вводить несколько.

Аналитическими называют счета, которые детализируют содержание синтетических счетов и отражают отдельные виды средств, их источников и хо­зяйственных процессов. Аналитический учет имеет большое оперативное зна­чение. По данным аналитического учета наблюдают за состоянием запасов от­дельных видов сырья, расчетов с каждым поставщиком, покупателем, подот­четным лицом, работником, а также контролируют расходование средств по каждой статье сметы затрат. Кроме синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учете применяют субсчета. Субсчета и субсубсчета представля­ют собой дополнительную группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Например, в пределах счета «Материалы» аналитические счета группируются по однородным пред­метам: «Сырье», «Комплектующие», «Тара» и т.д. Являясь дальнейшей детали­зацией синтетических счетов, которые называются счетами первого порядка, субсчета, именуются счетами второго порядка, а субсубсчета и аналитические счета - счетами третьего порядка. Субсчета позволяют группировать данные применительно к показателям отчетности и требованиям анализа деятельности предприятия.

Данные аналитического учета группируются в ведомостях аналитическо­го учета (примерная форма приведена в таблице 6.4).

Таблица 6.4. Ведомость аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№ п/п Наименование поставщика Сальдо на начало отчетного периода Обороты за отчетный период Сальдо на конец отчетного периода
    Д К Д К Д К
               
               
  Итого по сч. 60            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: