Тема 5. Основы учета хозяйственных процессов

Тема 4. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций

Любая хозяйственная операция приводит к изменению остатков как минимум двух объектов бухгалтерского учета и, соответственно, будет влиять на бухгалтерский баланс, т.к. в баланс вносятся остатки по счетам. Но операции могут приводить как к увеличению, так и к уменьшению имущества и источни­ков его образования. Существуют 4 типа хозяйственных операций, приводящие к изменению как в Активе, так и в Пассиве или как в левой, так и в правой части балансового уравнения.

1. Первый тип хозяйственных операции вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая - уменьшается на сумму хозяйственных операций (В дебет одного активного счета с кредита дру­гого активного счета). Итог баланса не изменяется.

2. Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая уменьшается (в дебет одного пассивного счета с кредита другого пассивного счета). Итого баланса не изменяется.

3. Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статьей (в дебет активного счета с кредита пассивного счета). Итого баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.

4. Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения его статьей (В дебет пассивно­го счета с кредита активного счета). Итого баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.

Хозяйственные процессы по стадиям жизненного цикла производимой продукции можно разделить на следующие группы:

1) приобретение материальных ценностей, работ, услуг;

2)производство (потребление в процессе производства материальных ценностей, работ, услуг, трудовых ресурсов, основных фондов, … и как резуль­тат выпуск продукции);

3)реализация продукции, работ, услуг (финансовым результатом от реа­лизации является прибыль или убыток).

5.1. Приобретение материальных ценностей, работ, услуг. При приобретении материальных ценностей, работ, услуг у организации возникает задолженность перед поставщиками (кредит сч.60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками», сч.76 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами») в сумме стоимости при обретенных материальных ценностей, работ, услуг, включающей в себя НДС. В бухгалтерском учете приобретенные ценности, работы, услуги отражаются на соответствующих счетах (10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» …) без суммы НДС по приобретенным материальным ценностям («входного НДС»), а сумма НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам («входной НДС») отражается на специальном счете 19 «НДС по приобретенным ценно­стям». В конце месяца сумма оплаченной части «входного НДС» подлежит списанию со счета 19 на уменьшение задолженности перед бюджетом по НДС (Д68 К19),данная операция называется возмещением из бюджета НДС.

Задолженность перед бюджетом по НДС (К68 «Расчеты с бюджетом»/«Расчеты с бюджетом по НДС») возникает у организации с сумм реализован­ной продукции, работ, услуг, прочего имущества организации. Сумма задолженности перед бюджетом по НДС будет определяться с учетом сумм возме­щенного из бюджета за отчетный период НДС по поступившим и оплаченным ценностям, работам, услугам.

5.2. Производство. Издержки подразделяются на прямые и накладные (косвенно-распределяемые). Прямыми считаются издержки, которые можно отнести непосредственно по первичным документам на конкретный вид про­дукции, работ или услуг. Это сырье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, начисления на заработную плату. В ос­новных цехах учитываются на сч.20 «Основное производство», во вспомога­тельных цехах на сч.23 «Вспомогательное производство». Накладные или косвенно-распределяемые издержки нельзя непосредственно по первичным документам включать в себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг. Они собираются в течение месяца на специальных счетах (в цехах на сч.25 «Общепроизводственные расходы», в службе управления сч.26 «Общехозяйст­венные расходы»), а затем косвенно распределяются между видами продукции, работ, услуг.

Поэтому учет издержек осуществляется в два этапа:

1) в течение месяца прямые издержки собираются на калькуляционных счетах 20, 23 (по дебету), а накладные на собирательно-распорядительных счетах 25,26 (по дебету).

2) По окончании месяца накладные издержки включаются в себестоимость конкретных видов продукции, работ, услуг. Общепроизводственные - в себестоимость всех изделий, работ, услуг, изготовленных в данном цехе (Д20 К25). Общехозяйственные в себестоимость всех видов продукции, работ, услуг, изготавливаемых в целом по организации (Д20 К26). Распределение должно осуществляться исходя из особенностей производства и технологии. Базой рас­пределения может быть: количество выпущенной продукции, потребленные машино-ресурсы (нормо-час, станко-час, машино-час), потребленные материа­лы, начисленная оплата труда основных производственных рабочих... как пока­зывают многолетние наблюдения, при любом способе трудно добиться опти­мального результата распределения. Поэтому большинство предприятий выби­рает относительно простой способ распределения - пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В учетной политике организации может быть закреплен метод списания общехозяйственных расходов отчетного периода на операционно-результатный счет 90 «Продажи» (Д90 К26). В этом случае общехозяйственные расходы на сч.20 "Основное производство» (в основных цехах) или 23 «Вспомогательное производство» (во вспомогательных цехах) не попадают. Себестоимость выпу­щенной готовой продукции в этом случае считается сокращенной (без распре­деления общехозяйственных расходов).

Т.о. в конце месяца на калькуляционных счетах собрана вся сумма за­трат на производство продукции, в т.ч. и на незавершенное производство. Поэтому при расчете себестоимости выпушенной готовой продукции, поступаю­щей на склады готовой продукции: Д43 К20, необходимо учитывать остатки незавершенного производства, которые остаются в цехах. Инвентаризационная комиссия цеха оценивает остатки незавершенного производства исходя из метода, закрепленного учетной политикой организации, по себестоимости мате­риалов; по сумме всех прямых затрат; по сумме всех затрат с распределением накладных расходов. Оборот по К20 = СнД20 + Об.Д20 - СкД20 = себестои­мость выпущенной готовой продукции (поступившей из производства на склад).

5.3. Реализация продукции. Для реализации готовой про­дукции, работ, услуг по основным видам деятельности используется операци­онно-результатный счет 90 «Продажи». По К счета «Продажи» отражаются до­ходы от реализации – сумма выручки, подлежащая получению от покупателей за реализованную продукцию, работы, услуги, в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Все расходы, связанные с реализо­ванной продукцией и сумма НДС по реализованной продукции, отражаются по Д счета «Продажи». Т.о. сравнивая обороты по Д и К счета «Продажи» можно рассчитать финансовый результат от реализации - прибыль или убыток. Если доходы (К сч.90) превышают расходы и НДС (Д сч.90), то организация получает прибыль, и наоборот. В целом по счету 90 «Продажи» остатков быть не может, т.к. определенный с использованием этого счета финансовый резуль­тат в конце месяца списывается на финансово-результатный счет 99 «Прибыли и убытки». Корреспонденция счетов:

Д62 К90 – выручка, включающая сумму НДС;

Д90 К68 - сумма НДС в выручке;

Д90 К43 - списана себестоимость реализованной продукции;

Д90 К44 - списаны расходы на продажу;

Д90 К26 - списываются общехозяйственные расходы (если предусмотрено учетной политикой);

Д90 К99 – прибыль;

Д99 К90 - убыток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: