Справедливость. Теория справедливости Ролза

Наряду с добром и долгом универсальным и важней­шим ценностным ориентиром морального сознания яв­ляется справедливость.

На особую значимость справедливости в жизни че­ловека указывали многие мыслители. В сочинении Плато­на «Государство» встречается мысль о том, что справедли­вость дороже всякого золота. Что несправедливость - ве­личайшее зло, которое только может содержать душа, а справедливость - величайшее благо. Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость, писал Де­мокрит.

В самом общем плане понятие справедливости вы­ражает идею правильного, должного порядка вещей в че­ловеческих взаимоотношениях; который соответствует представлениям, о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей сте­пени нравственный смысл понятия справедливости выра­жен в интерпретации справедливости как правды, спра­ведливости как честности, справедливости как следова­ния природе и исполнению долга.

Однако сознание справедливости, в отличие от со­знания добра и долга, более конкретно увязано с жизнен­но важными повседневными интересами людей. В спра­ведливости фиксируется характер отношений других лю­дей к данному человеку, мера распределения различных благ. Образно говоря, если добро одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному че­ловеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания: от черной зависти и негодова­ния до самой трепетной благодарности.

Поэтому понятие справедливости наряду с моральным имеет также социальный аспект. Часто говорят о со­циальной справедливости, имея в виду моральную оцен­ку характера общественных отношений. В этом аспекте справедливость содержит в себе требование соответствия между деяниями и воздаяниями, трудом и вознагражде­нием, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Исторически содержание понятия справедливости ме­нялось. Первое в истории общественного сознания по­нимание справедливости было связано с признанием не­пререкаемости нравственных норм, в частности, норм первобытного общества. Справедливость в этом контек­сте - это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл - требование наказания за на­рушение общей нормы. Одним из его практических вы­ражений был институт родовой мести.

Более сложное позитивное понимание справедливо­сти связано с идеей равенства. В период родового строя справедливость истолковывалась как уравнительное ра­венство, главным образом как равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами, а также пол­ного соответствия деяния и воздаяния - око за око, зуб за зуб.

С возникновением частной собственности и общественного неравенства справедливость начинают отличать от равенства. Справедливость в новых общественных условиях начинает разделяться на уравнительную и распредели­тельную. Новое понимание справедливости впервые было сформулировано в этике Аристотеля. Исходным принци­пом справедливости для Аристотеля является принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравен­стве, когда люди наделяют себя больше, чем других раз­личными благами. Однако, отмечает античный философ, люди сами неодинаковы и действуют в различных услови­ях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа ра­венства не может быть справедливым. И Аристотель вво­дит дополнительный принцип - принцип пропорциональ­ности. «Если справедливое - это равное, то пропорцио­нально равное также будет справедливым». Пропорцио­нальное равенство состоит в том, что имеющий большее имущество делает больший взнос, а имеющий малое - малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало». «В целом, - заключает Аристотель, общественная жизнь держится справедливостью, и спра­ведливое - то же, что пропорциональное».

Интерпретация Аристотеля справедливости как про­порционального равенства сохраняется в социальной эти­ке в течение многих столетий. Через понятие пропор­циональности Аристотель уточнил понятие справедливо­сти. Теперь справедливость получила форму выражения как правильная мера равенства в смысле соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами чело­века и их признанием, между деянием и воздаянием за него.

В либерально-демократической идеологии социальная справедливость осмысливается как создание для всех чле­нов общества равных возможностей для реализации сво­их способностей и удовлетворения жизненных потреб­ностей, соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различными объединениями со стороны об­щества и его институтов, согласно их делам, поступ­кам, характеру жизнедеятельности. Реализация принципа социальной справедливости в социально-политичес­кой сфере предполагает фактическое равноправие (равен­ство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной и национально-расовой принадлежности. Это, в свою очередь, предполагает предоставление всем гражда­нам равных возможностей участвовать в управлении об­щественной жизнью общества в соответствии со своими интересами, возможность участия в принятии решений. В сфере культуры принцип справедливости находит свое выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов общества к духовным ценно­стям и процессу их создания.

В сфере экономики принцип справедливости означает возможность свободного выбора при равных условиях и сводится к равенству «правил игры», возможность учас­тия в производственной и коммерческой деятельности.

Развернутую концепцию справедливости, базирую­щуюся на идеологии либерализма, сформулировал Джон Ролз в книге «Теория справедливости».

Он выдвигает два главных принципа справедливости. «Первый принцип: каждый должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основа­ний свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

Второй принцип: социальные и экономические не­равенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и б) доступ к положениям (статусам) и должнос­тям был бы открытым для всех в условиях честного равенства возможностей». Таким образом, Д. Ролзом предполагается равенство в отношении основных свобод, определяющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его деятельности и неравенство в от­ношении возможных результатов этой деятельности.


5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. - -Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 8-13.

5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 97-101.

5 Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с. 102-107.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: